ТЕАТРА
Боги как люди: в Новосибирском областном театре кукол рассказали новую историю Прометея
https://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/moi-vpechatleniya/bogi-kak-lyudi-v...

17 октября состоялась премьера спектакля «Прометей» — современное прочтение древнего мифа. Прометей принёс людям огонь и научил ремеслам.
Создатели спектакля предложили зрителям взглянуть на героев античных легенд под новым углом. Здесь боги и титаны — не застывшие мраморные изваяния, а живые существа, которые, как и современные дети, сталкиваются с проблемами выбора, учатся брать на себя ответственность, шутят и совершают ошибки. Так рождается удивительный эффект: величественные и прекрасные образы обретают человеческие слабости.
«Прометей для нас — символ самопожертвования во имя других, — отмечает директор театра Юрий Горлатых. — Этот спектакль — разговор с подростками на важные темы, ведь именно в этом возрасте закладываются нравственные ориентиры на всю жизнь».

Чтобы говорить с молодыми зрителями на одном языке, был собран состав молодых постановщиков со всей России.
Драматург из Москвы Наталия Макуни написала пьесу специально для новосибирской сцены. Для нее Прометей — не пафосный герой, а скорее «обычный мальчишка, решивший делать добро, в чем-то наивный», чье мужество особенно ценно своей прямотой и наивностью. Смельчак, который приносит огонь людям. Прометей знает, что с ним будет дальше, — и все равно идет на подвиг.
Режиссер Алексей Бурдыко (Рубцовский театр кукол) видит в истории ключевую тему выбора и его последствий. «Каждое решение, даже героическое, имеет свою цену. В нашем спектакле огонь Прометея — это не только знание и прогресс, но и символом того огня души человеческой, который даёт творческую силу, способную вдохнуть жизнь в неживое, словно актёр театра кукол, оживляющий куклу».

Художественное решение спектакля, созданное Тимуром Гуляевым (НОВАТ), стало отдельным высказыванием. Греческие боги оживают из фрагментов статуй, превращаясь в огромных паркетных кукол, которых водят несколько артистов. Они величественны и прекрасны в своих движениях. В этом большая заслуга режиссёра по пластике Александра Фролова из Екатеринбурга. Необычные куклы богов рождаются на наших глазах – актер берет голову статуи, подбирает ей тело, и паркетная кукла оживает: шутит, ревнует, начинает принимать решения, спорить, ошибаться.
«Мне хотелось избежать карикатурности, создать серьезные образы, пронизанные таинством античных мифов, — комментирует художник Тимур Гуляев. — Декорации условны: плоская земля, на которой боги играют людьми, как фишками. Но в финале, когда люди меняются и отстаивают свое право на жизнь, рождается новый мир — мир, где право выбора и ответственность за него принадлежат каждому.»

Скрип железа, аскетичные конструкции, игра света и тени — все это создает ощущение безысходности, в которой и рождается подвиг Прометея. Музыка (композитор и музыкальный руководитель Московского академического театра сатиры Андрей Рубцов), шумовые эффекты идеально дополняют картину, усиливая драматизм. И Зевс вынужден пойти на попятный, отменить великий потоп и признать правоту Прометея.
режиссёр по пластике Александр Фролов из Екатеринбурга.
Это спектакль не про миф, который мы все читали в учебниках. Это спектакль про мятеж. Про боль. Про то, как одна искра сострадания может осветить целый мир, даже если за это придется заплатить вечными муками.
Это спектакль-размышление.
«Прометей» прочитан здесь как история о цене знания, о силе духа перед лицом несправедливости. Каждый зритель может провести параллели с сегодняшним днем.
Прекрасно, что язык кукольного театра безграничен в своих возможностях для рассказа великих историй и может говорить на самые серьезные темы без скидок на «жанр».
Ольга Вьюнова
Фото Василия Вагина
Следующий показ спектакля 8 ноября
Сайт театра: https://puppets-nsk.ru


























