ТЕАТРА
Вера Каратаева: Холодно и стабильно. А не тепло и неожиданно
«Снежная королева» и еще две новогодние истории появятся в репертуаре Новосибирского театра кукол.
К ГАДАЛКЕ ходить не надо, чтобы прогнозировать планы новосибирцев на вторую половину декабря: совершеннолетнюю аудиторию ожидают корпоративные вечеринки, а юное поколение — культпоходы по театральным площадкам. И здесь «клиента» привлекают кто во что горазд. Новосибирский театр кукол делает зрителям щедрое предложение — сразу три премьеры к одному двухнедельному празднику. В Комнате сказок зайчишки Прыг и Скок раздадут малышам «Новогодние подарки». На большой сцене режиссер Ольга Гущина реконструирует «Емелину елку» — музыкальный спектакль по мотивам русского фольклора. А молодой постановщик из Санкт-Петербурга Вера Каратаева «сдаст под ключ» волшебную зимнюю сказку «Снежная королева». Андерсеновский сюжет о взрослении и поиске своего пути обрастет новыми смыслами, которые, впрочем, не помешают насладиться красотой зимней природы и вкусить снежное безмолвие.
— Вера, два года назад вы поставили на сцене Новосибирского театра кукол «Карлика Носа», в этом сезоне вернулись, чтобы выпустить «Снежную королеву». Чем продиктован выбор материала?
— Так сложилось. Мы обсуждали с директором возможный материал, и первое название, что Юрий Александрович произнес, была «Снежная королева». Это одно из его любимых произведений. Я пришла домой, перечитала сказку и поняла, что для меня сейчас наступил самый подходящий в психологическом смысле момент для работы с этим текстом.
— Чем же «Снежная королева» вас сегодня затронула?
— При обращении к любому литературному материалу в разные периоды жизни можно почерпнуть что-то новое, даже если мы очень хорошо помним содержание сюжета. Мне показалась интересной мысль о том, что Герда идет спасать Кая без прямого запроса с его стороны. Это не он кричал ей: «Спаси!» Это она решает, что его нужно спасти. А ведь в начале сказки мы видим, как притягивает Кая мир Снежной королевы, как он восхищается ее красотой, как внимательно рассматривает снежинки. И если это учесть, становится понятно, что королева не просто так выбирает мальчика, а в ответ на его внутренний посыл. Герда же из своих соображений решает, что Каю здесь, с ней было лучше. Вот этот момент меня зацепил. Мы с художником-постановщиком Александрой Павловой не стали приписывать автору какие-то дополнительные идеи, а использовали этот любопытный момент и укрупнили его.
— В вашей интерпретации Герда спасает Кая?
— Спасает, изменив при этом свои взгляды. То есть не насильно спасает. Понятно, что перед нами спектакль, и все будет решено в сказочном ключе, с волшебством, свойственным Новому году. Мы покажем два варианта пути — холодно, спокойно, стабильно или тепло, изменчиво, неожиданно. Вот так два мира сталкиваются, и не то чтобы герой решает, какой мир лучше, какой хуже, — нет. Просто мы даем возможность увидеть оба варианта. Изначально Кай пошел по одному пути, а потом решил вернуться к другому.
— Мы привыкли считать, что Снежная королева олицетворяет собой зло. А у вас?
— Ни то, ни другое, ни добро, ни зло. Снежная королева у нас — это сила природы, ее ипостась. Она — повелительница природной стихии, самое ее воплощение. Понятно, что мы говорим о природе холодной — снега, бескрайний север, вихри, вьюга, лед.
— Как эту идею выражает кукла?
— Это необычная кукла. Голова героини несет некий королевский образ, а тело её и все действия — это, собственно, вся природа. Мы — театр кукол, соответственно, реализуем замысел через какое-то материальное воплощение, через фактуру ткани, которая играет, например, снег или тело Снежной королевы. Образ, который преследует Герду, может собираться из льдин или веток. Получается постоянный переход, постоянное преображение, изменчивость настоящей природы.
— Кому принадлежит идея такого необычного исполнения куклы?
— В театре кукол художник и режиссер имеют в спектакле равные идейные права и работают только совместно. Замысел спектакля исходит от меня, а художник буквально на бумаге закладывает все мысли, образы. Мы конкретно и подробно обсуждаем каждого персонажа. Возникает много вариантов. Делаем выбор. Добавляем к первоначальному рисунку нужные черты характера, обостряем в образе внутренние качества и чувства героя. Перерисовываем, затем вылепливаем прототип. Только потом изготавливается настоящая кукла.
— Что остается на долю актера?
— На долю актера остается еще очень много чего. Во-первых, ему нужно со своим героем срастись, то есть и говорить, и действовать так, как должен вести себя этот конкретный персонаж. Содержание тоже уходит на долю актера. Мы вместе обсуждаем все — от манер и движений до потенциальных возможностей, заложенных в нарисованной художником кукле.
— Мы уже поняли, что Герда в вашей интерпретации супротив воле Кая отправляется в путь. А что это будет за путешествие? Ожидают ли героиню знакомые нам по книге Андерсена персонажи — принц и принцесса, ворон и ворона, олень и разбойница?
— Смотрите, у Андерсена Герда на своем пути останавливается в пяти пунктах, а могла бы и в 105 остановиться. Исходя из временных соображений, я произвела отбор встреченных персонажей, но суть от этого не изменилась: с каждой встречей Герда меняется, потому что каждый новый персонаж вносит в ее характер что-то свое, помогает прийти к какой-то важной мысли.
— На какой возраст рассчитан спектакль «Снежная королева»?
— На самом деле, все сказки пишутся для взрослых. Андерсен — писатель-романтик, поэтому его сказки в любом случае не рассчитаны на детскую аудиторию. Но мы, работая на сцене театра кукол, маркируем спектакль для возраста 5+. Во-первых, я как режиссер не считаю, что специально для детей нужно как-то обеднять содержание. Наоборот, уверена в том, что они способны понять и воспринять больше, чем нам кажется. Во-вторых, я за то, чтобы у зрителя оставались вопросы, которые они могли бы после спектакля в семейном кругу обсудить. Никому на спектакле не должно быть скучно. Ни самым маленьким, которых ждет выразительная внешняя сторона — световые эффекты и куклы, ни тем, кто постарше и способен глубже проникнуть в содержание.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА