ТЕАТРА
Дом, где живёт детство
В Новосибирском областном театре кукол смеётся звонким колокольчиком вихрастое Детство и оживают сказки. И, несмотря на то, что в этом году театр справляет 85‑летний юбилей, он по-прежнему юн, любопытен и способен на весёлые и добрые хулиганства.
Историки-театроведы считают, что датой создания театра кукол нужно считать 1 сентября 1933 года, когда при Новосибирском ТЮЗе появилась студия кукольников. В 1930 году в наш город прибыл поезд из Ленинграда, на котором приехали в Сибирь пять актёров-энтузиастов из Ленинградского ТЮЗа, чтобы наполнить театральные паруса сибирской провинции свежим ветром искусства. Так в Новосибирске появился свой ТЮЗ, а через три года тюзовцы, режиссёр Михаил Соломонович Кисец и актриса Регина Михайловна Ландис, решили, что сибирским детям остро необходим и театр кукол – как элемент воспитания и пропаганды. 1 мая 1934-го был открыт первый кукольный сезон спектаклем «Петрушка в гостях у школьников».
Осенью 1941 года Новосибирский облисполком принимает решение о размещении в Новосибирске Московского государственного театра кукол под руководством С. В. Образцова – первый концерт московские кукольники показали сибирякам уже 1 декабря в клубе имени Сталина (с 1961 года – клуб Октябрьской революции, или, по-народному, Кобра). С июля 1942-го по август 1945-го Новосибирский театр кукол стал филиалом Центрального театра кукол: актёры работали не только в Сибири, разъезжая со спектаклями по городам и весям области, но и выезжали на длительные гастроли в прифронтовые районы со спектаклями и концертами. Концертные номера кукольной труппы так поднимали боевой дух солдат, что командование Сибирского военного округа обратилось к Сергею Образцову с просьбой: а изготовьте нам специальные «фронтовые куклы» для работы на передовой! Вот так и появился на свет знаменитый карикатурный Гитлер с дурацкой чёлочкой и другие персонажи, воплотившие в себе смех и гнев русского народа.
«Мало кто знает, что Новосибирский театр кукол повлиял на выбор жизненного пути знаменитого актёра Зиновия Гердта. Во время войны Зиновий Герд лежал в новосибирском госпитале и отчаянно рефлексировал, что из-за ранения не сможет продолжить актёрскую карьеру. Выступление в госпитале бригады кукольников открыло для него новую "дверь": после войны Зиновий Герд пришёл работать в театр Сергея Образцова».
В 1958 году театр получил небольшое стационарное помещение на первом этаже жилого дома на площади Станиславского – здесь труппа будет «жить» до 1976 года. Этот промежуток времени ознаменуется приходом в театр талантливой молодёжи, которая со временем станет заслуженными мастерами сцены. Многие из них, имея базовое образование артиста театра кукол, продолжили учёбу в престижных театральных институтах Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы посвятить свою жизнь Новосибирскому театру кукол. Кстати, в 1964 году Новосибирское театральное училище впервые набирает студентов на дневное отделение по специальности «Актёр театра кукол» и в 1968-м выпускает первых профессионалов кукольного жанра.
В 1972 году у организационного руля НОТЕК встал Николай Афанасьевич Бирюля, который руководил театром до 2016 года. Спустя четыре года, в жилом доме, где был «прописан» театр кукол, образовалась трещина, и стационар на площади Станиславского закрыли по техническим причинам. Так у НОТЕКа началась бесприютная кочевая жизнь длиною в 20 лет, которая выглядит романтично лишь в театральных байках, а на самом деле требует стойкости, присутствия духа и неубиваемого жизнелюбия. – Очень много мы тогда ездили, были регулярные гастроли и летом, и зимой, – говорит Ольга Гущина, главный режиссёр НОТЕКа. – Побывали, кажется, в каждом селе нашей области. У нас был один выездной автобус и две группы с разным репертуаром. Автобусная жизнь. Разные случались вещи: и дороги дождями размывало, и автобус застревал, и уставали смертельно от этих переездов. Но как представишь, что в деревне, где, может, никогда не было театра, детки надели всё самое лучшее и ждут нас, – сразу силы прибавлялись. И тогда выходили все: толкали застрявший автобус или искали трактор, чтобы вытащить наш транспорт из грязи. Представление должно состояться в любую погоду!
В начале 80-х директору театра Николаю Бирюле и главному художнику Александру Корытному надоела жизнь на колёсах, и они решились на творческую авантюру. – Корытный нарисовал прекрасные эскизы нашего будущего дома – того здания, где мы сейчас живём, – рассказывает артист-кукловод Сергей Вихорев. – Сделали черновой проект, и с этим проектом Николай Бирюля и Александр Корытный пошли к председателю горисполкома Ивану Павловичу Севастьянову. Тот сказал: идите к первому секретарю Новосибирского обкома КПСС Александру Филатову. Филатов дал добро. Подкупили его красивыми эскизами – он и растаял, пообещал, что новый дом будет! Но тут возник вопрос: а где мы этот дом возьмём? На базе какого здания мы его построим? И наш находчивый Бирюля говорит: нам подходит здание императорского среднего начального училища (архитектор Крячков!), которое стоит на улице Ленина!
Центральный сегмент будущего театра строился почти десять лет: у проектировщиков и строителей была важная задача – органично вписать его в промежуток между жилым домом и «крячковской школой». Как всегда, не хватало финансов, стройматериалов и рабочих рук. Но ценой невероятных усилий театр был сдан в 1999 году и стал визитной карточкой Новосибирска – здесь любят фотографироваться гости сибирской столицы и селфиться молодые люди.
65-й юбилейный сезон театр встретил уже в новом здании на улице Ленина; первым спектаклем, который в нём сыграли, была постановка «Приключение Буратино». К тому времени у творческого руля «нового» НОТЕКа встала заслуженная артистка РФ Ольга Гущина, с приходом которой театр пустился в большое плавание экспериментов и вышел на новый уровень работы. В спектаклях активно использовались механика сцены, уникальное световое и звуковое оборудование, компьютерная графика и видеопроекция. Во время всего сезона театр экспериментировал с технологиями и форматами, а летом выезжал на гастроли в районы Новосибирской области.
В сентябре 2016 года НОТЕК возглавил Юрий Горлатых – человек с душой доброго сказочника, понимающий, что театру необходимо «взбодриться», покинув свою зону комфорта. Добрую перестройку в НОТЕКе Юрий Александрович начал с рабочих командировок к сибирским соседям-кукольникам: знакомился с репертуаром местных театров кукол, перенимал менеджерский опыт в сфере продаж билетов, интересовался внутренней политикой. На сайте театра была запущена продажа билетов онлайн, а в кассовом зале театра появилось электронное табло с афишами предстоящих событий.
Главная миссия НОТЕКа – научить детей сопереживанию и рассказать, что добро всегда побеждает зло. Дети открыты миру, их эмоции всегда естественны – любой актёр театра кукол расскажет вам, что ребёнок никогда не остаётся равнодушным к происходящему на сцене. Дети – лучшие зрители, они не прячут эмоции, поэтому в Новосибирском театре кукол детям можно топать ножками, вставать со своих сидений, кричать и бурно выражать эмоции. Это единственный театр в Новосибирске, где администраторы не сделают вашему ребёнку замечание, если он решит во время спектакля бурно проявить свои чувства. – У нас же в спектаклях есть элемент самовоспитания, когда ребёнок говорит себе: «Так я делать не буду!» – говорит Ольга Гущина, главный режиссёр. – Юный зритель остаётся один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор – и всегда правильный. Театр кукол – идеальная модель мира, где добро побеждает зло. Он рождает в ребёнке убеждение, что со злом нужно и можно бороться.
Театр понимает: чтобы стать настоящим центром детского притяжения, необходимо заинтересовывать ребёнка и вступать с ним в интересный разговор на равных. Поэтому всё чаще детские спектакли начинаются с игровой программы в фойе: юные зрители знакомятся с разными техниками кукол, пробуют себя в роли кукловодов, разыгрывают небольшие сценки.
В 2018 году театр вспомнил о том, что во всём мире кукольные спектакли для взрослых пользуются не меньшей популярностью, чем детские, и решил к 8 марта сделать женщинам подарок с оттенком «фривольного гламура» – подарить публике «Безумный день, или Женитьба Фигаро» великого Бомарше. Для постановки спектакля был приглашён Борис Саламчёв, главный режиссёр омского театра «Арлекин» и обладатель «Золотой Маски», когда-то начинавший в Новосибирском театре кукол свой творческий путь. Вторым «взрослым событием» стал спектакль режиссёра из Санкт-Петербурга Анны Бессчастновой по гоголевской «Шинели» – премьерные спектакли зрители увидели 5 и 6 марта 2019 года. Тонкая творческая фантазия, своеобразный кукольный парафраз, где метут пронзительные петербургские метели, где холодно маленькому человеку в каменных анфиладах одиночества и нелюбви.
Настоящей психологической бомбой для Новосибирска стал спектакль «Похороните меня за плинтусом» – по скандальной повести Павла Санаева, где он живописует свой мрачный детский быт и взаимоотношения с тираном-бабушкой – женой известного артиста. Этот спектакль рождался в стенах Новосибирского государственного театрального института (НГТИ) под чутким режиссёрским оком Эльмиры Куриленко, а затем получил профессиональное обрамление в Новосибирском театре кукол: 6 апреля 2019 года вчерашние студенты, а нынче артисты-куколоводы, сыграли его на большой сцене.
В 2017 году в НОТЕКе родилась волшебная Комната сказок, где все спектакли рассчитаны на деток, которые только начинают познавать мир. Она «прописалась» на втором этаже, рядом с музеем, и заняла уютную комнату, где вместо зрительских мест – разноцветные подушки, а во время спектакля можно сидеть и лежать. Репертуар Комнаты сказок знакомит самых юных зрителей с классикой «детского жанра»: это спектакли по народным сказкам «Репка», «Теремок», «Петушок-золотой гребешок», «Колобок», «Заюшкина избушка», а также «Любимые игрушки» на стихи Агнии Барто.
«У нас театр классического направления. Мы в своей работе не отходим от авторского текста, – с гордостью объясняют директор театра Юрий Горлатых и главный режиссёр Ольга Гущина. – Мы растим зрителей для всех других театров. Если ребёнок сейчас полюбит театр, то в дальнейшем он станет завсегдатаем театральных представлений. Свою задачу подготовки зрителя мы рассматриваем очень ответственно».
Свой музей появился в НОТЕКе в 1964 году – благодаря главному художнику Новосибирского областного театра кукол заслуженному работнику культуры РФ Александру Александровичу Корытному. Это именно он, добрый сказочник с детской душой, пожалел кукол, «оставшихся без работы», и придумал для них новое занятие – жить в музее! – Наш музей уникален, потому что выполняет сразу две функции: развлекательную и образовательную, – объясняет Анна Ощепкова, заместитель директора по организации зрителей. – Мы проводим экскурсии, знакомим детей с историей театра кукол, рассказываем им интересные истории. Такие культурные походы неизменно вызывают у наших зрителей бурю эмоций и неподдельного интереса, и это важно – особенно в наше время гаджетов, когда дети засыпают со смартфоном в руке.
««Пора создавать традиции!» – объявил на планёрке Юрий Александрович и создал рабочую группу по организации I Международного фестиваля театров кукол «Перекрёсток».
«Пора создавать традиции!» – объявил на планёрке Юрий Александрович и создал рабочую группу по организации I Международного фестиваля театров кукол «Перекрёсток». Идея превратить Новосибирск в настоящую столицу кукольников сразу пришлась по душе министерству культуры Новосибирской области и департаменту культуры, спорта и молодёжной политики мэрии города Новосибирска. Была озвучена главная миссия фестиваля – общение, обмен опытом и расширение творческих горизонтов, когда кукольная магия стирает границы между странами и городами. И выбрано время проведения: с 26 мая по 1 июня Новосибирск превращается в столицу кукольного мира, чтобы принять в свои сибирские объятия 13 коллективов из России, Франции, Эстонии, Испании, Белоруссии, Швеции, Болгарии.
Программа получилась насыщенной: «золотомасочные» спектакли, тренинги, мастер-классы, яркое театральное шествие, ярмарка талантов и бесконечный пир общения, когда профессионалы и фанаты своего дела собираются под одной крышей. Афиша фестиваля трещала по швам и «выплеснулась» на другие городские площадки: кроме стационара (сцена НОТЕКа), спектакли планировалось показывать в Камерном зале филармонии, на малой сцене в театре «Красный факел» и в учебном театре НГТИ «Пуля».
Святая святых любого кукольного театра — это бутафорский цех, где «живут» настоящие творцы: художники-бутафоры, декораторы, модельеры и гении кукольной инженерии — механики. Правда, жители НОТЕКа предпочитают называть это сакральное место не цех, а мастерские. Механика-конструктора Юрия Юрьевича Юрина в театре называют «демиургом кукольного мира»: именно он на протяжении нескольких десятилетий «оживляет» куклы, придумывая для них сложные механизмы.
– В бутафорском цехе труд разделяется, – объясняет «папа Карло» алгоритм работы театральных мастерских. – Есть художник, портной, бутафор. Бутафоры – люди, которые занимаются изготовлением реквизита. Например, если они делают яблоко, то оно должно быть максимально похожим на настоящее. Я отвечаю за техническую часть. Если художник занимается статикой, то я отвечаю за динамику, или, как говорится, оживляю куклу и задаю движение. К примеру, все вы видите, как у куклы во время спектакля ручки сгибаются, глазки моргают, ротик открывается. Это происходит благодаря различным механизмам, которые я применяю в своей работе.
Мастерские НОТЕКа – это «государство в государстве», удивительный мир, где пахнет клеем, стружкой, гуашью и ещё чем-то атмосферным, театральным, сказочным – как в детстве. И работают здесь настоящие волшебники – скромные творцы, которые никогда не выходят на поклон.
Новосибирский театр кукол готов продолжать выполнять свою главную миссию – доносить до ребёнка, как выглядит добро, под какими масками может скрываться зло, и рассказывать малышу, что правда и любовь всегда побеждают. С юбилеем, наши добрые сказочники!
Над проектом работали: Наталия Дмитриева (текст), Виктор Дмитриев (фото), Валерий Панов (фото)