ТЕАТРА
Куклы на войне
https://sib-polis.ru/projects/kukly-na-vojne/
Посвящается артистам Новосибирского областного театра кукол, работавшим в годы Великой Отечественной войны.
Начало
Первый театр в Новосибирске появился по инициативе пионеров, которые на своём слёте написали письмо-обращение в Ленинградский ТЮЗ. В 1930 году в город прибыла первая группа артистов из Ленинграда. Так был создан Западно-Сибирский краевой театр юного зрителя, или просто ТЮЗ, сегодня это театр «Глобус». При театре открыли студию для обучения будущих артистов.
Кукольные театры создавались в разных уголках страны, а в сентябре 1933 года при новосибирском ТЮЗе открылась студия кукольников, основателями которой стали режиссёр Михаил Кисиц и актриса Регина Ландис, позже к ним присоединилась кукольник из Ленинграда Е. В. Захарова. Они обучали артистов, писали пьесы для спектаклей, изготавливали кукол и декорации.
В мае 1934 года в Новосибирске открылся кукольный театр. Только за первый сезон спектакли посмотрели 25000 зрителей. Театр показывал свои представления не только в школах и детских садах, но и просто во дворах Новосибирска. Ставили ширму, собирался народ, начинался спектакль. Детям особенно нравился «Стёпка-растрёпка» про хулиганистого чумазого мальчишку, который разъезжал верхом на свинье. Целью спектакля было рассказать, как важно быть чистым и опрятным, умываться и расчёсываться.
В 1936 году кукольный театр отделился от ТЮЗа. Его художественным руководителем стал актёр и режиссёр Владимир Виноградов, руководивший театром до 1952 года с перерывом на военные годы.
Две системы кукол стали основой нового театра в Новосибирске — так называемый театр Петрушки с перчаточными куклами и марионеточный, где представления показывали куклы на нитках. Новосибирские кукольники показывали спектакль «Петрушка в гостях у школьников», который пользовался большой любовью у ребят. Перчаточные куклы разыгрывали представления в спектаклях «Багаж» и «Почта» по произведениям Самуила Маршака и «Баранки» по пьесе сибирской писательницы Герман, а для ребят старшего возраста — «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» по повести Николая Гоголя. А с помощью кукол-марионеток в 1935 году театр рассказывал такие истории, как «Каштанка» Антона Чехова, «Щукарь» Михаила Шолохова и «Сказки» Редьярда Киплинга.
В 1940 году в штате Новосибирского театра кукол было 6 актёров и 4 музыканта, спектакли сопровождались игрой на музыкальных инструментах — скрипка, виолончель, баян.
Война
22 июня 1941 года был воскресный день, новосибирцы готовились отдыхать, спешили в кино, в парк, на танцевальные площадки. Планировалось большое гуляние по случаю открытия нового городского сада у ТЮЗа. Страшная весть пришла в город только в полдень. Люди собирались у больших репродукторов, ждали правительственное сообщение.
7 000 заявлений с просьбой отправить на фронт было подано в Новосибирске за первую неделю. Всего за годы войны из Новосибирской области ушло более 600 тысяч человек.
Через месяц после начала войны фашистские самолёты стали бомбить Москву. Во вторую же ночь налёта в здании Государственного центрального театра кукол на площади Маяковского выбило окна и двери, прогнулись балки потолка в зрительном зале.
Государственный центральный театр кукол вынужден был покинуть Москву. Театру дали маленький речной трамвай «Комсомолец», на него погрузились актёры, музыканты, рабочие сцены, с ними — театральные куклы, реквизит и эскизы к будущему спектаклю «Король-олень». Так отправились в бессрочные гастроли, двигались по Москва-реке, Волге и Каме, играли в сёлах и городах, воинских частях и госпиталях, доплыли до Уфы, и не знали, где будет возможность остановиться.
«…Обгоняем большую баржу, на которой едут эвакуированные дети. Причаливаем, ставим ширму на железную палубу и играем «Волшебную калошу». Дети смеются, радуются. Это хорошо, значит, мы сейчас понадобились этим детям и чуть скрасили их горе и испуг перед неизвестностью. Ведь они же без мам и без пап» (Из книги Сергея Образцова «По ступенькам памяти»).
Эвакуация
В Новосибирск эвакуировали десятки предприятий. Город превратился в гигантскую строительную площадку. Нужно было не только принять и организовать работу важных оборонных заводов, но и обеспечить людей жильём. Только из блокадного Ленинграда привезли 128 тысяч человек.
На время войны город стал культурной столицей. В здании оперного театра хранились сокровища музеев Москвы и Ленинграда, в том числе Третьяковской галереи. В Новосибирск были эвакуированы Ленинградский театр имени Пушкина, «Новый ТЮЗ» Б. Зона, Ленинградская филармония, Минский еврейский театр.
В декабре 1941 года Новосибирск принял эвакуированный из Москвы Государственный центральный театр кукол под руководством заслуженного артиста РСФСР Сергея Образцова. В холодном январе 1942 года театр кукол из Москвы радовал детей спектаклями «Кот в сапогах», «По щучьему велению» и «Волшебная калоша», а взрослым показывал свой новый спектакль «Волшебная лампа Аладдина» с диковинными тростевыми куклами.
Сказочные декорации разворачивали на сцене ДК им. Октябрьской Революции. А помещение для работы московским кукольникам выделили в здании старой мечети, здесь они возобновили работу над спектаклем «Король-олень» по романтической сказке Карла Гоцци. Премьера состоялась 1 июня 1943 года в Новосибирске.
Агитбригады
Первые две агитбригады театра кукол отправились на фронт ещё из Москвы. Сергей Образцов с артистами показывали антифашистский спектакль «Фронтовая программа», который состоял из пародийных скетчей на политические темы — «Сон Гитлера», «Над крышами Берлина», «Монолог смерти». Ширму для кукол устанавливали всего в нескольких сотнях метрах от передовой.
«Как-то над ширмой с грохотом пронесся наш истребитель. Кукла-собака с усиками и чёлкой Гитлера проводила взглядом самолёт и почесала в затылке. Хохот грянул как залп и раскатился эхом по поляне…» (Из книги Бориса Голдовского «Академия Образцова»)
675 раз был сыгран спектакль «Фронтовая программа», авторы — В. Гранов, М. Косовский, Л. Ленч, А. Арго, Е. Сперанский, постановщик — С. Образцов, художники — В. Терехова, Е. Гвоздева, Р. Горфайн.
Годы войны стали настоящей школой для сибирских кукольников. С приездом ГЦТК Новосибирский театр кукол временно закрыли, но уже в ноябре 1942 года по инициативе ГЦТК был создан Новосибирский филиал театра, который действовал и после отъезда центрального театра в Москву, до августа 1945 года. Труппу военных лет составили артисты А. Миронов, Е. Псарёва, И. Макаров, А. Цветова, Н. Филиппова, В. Лещинский, И. Дивов. По окончании войны филиал снова стал Новосибирским городским театром кукол.
Фронтовые бригады так поднимали боевой дух солдат, что командование Сибирского военного округа предложило художественному руководителю ГЦТК Сергею Образцову провести курсы для подготовки армейских агитбригад из числа призывников.
«Широкое распространение получила кукольная самодеятельность, пользующаяся большим успехом у красноармейского зрителя… Мы провели несколько семинаров по подготовке красноармейских кукольных бригад. В репертуаре пьесы-миниатюры на антифашистские, военные и бытовые темы… Эти бригады с успехом выступают в частях…» (Из доклада Политуправления СибВО наркому просвещения РСФСР от 22.03. 1942 г.)
Академия Образцова
Находясь в эвакуации в Новосибирске, Государственный центральный театр кукол организует из своих артистов ещё одну — третью фронтовую бригаду, самую большую по численности. Она дала более 100 представлений на разных участках Западного фронта. Программа включала в себя уже известные номера, а также «Монолог Смерти». Начиналось с того, что Смерть благодарила Гитлера за богатую жатву, которую принесла война, а заканчивала она злорадным предупреждением: скоро придёт и его черёд.
Первый семинар по подготовке красноармейских кукольных бригад прошёл в марте 1942 года. Из призывников было сформировано 16 бригад, в каждой по три кукольника и один музыкант. Руководил семинаром сам Сергей Образцов, художники учили бойцов делать кукол, актёры — основам кукловождения. После окончания курсов артисты отправились на передовую, делили с бойцами все тяготы фронтовой жизни и воевали с куклами в руках.
Технологии давно ушли вперёд, в театре используются современные материалы и оборудование, но главную часть большинства кукол — лицо и голову — по- прежнему делают из папье-маше.
Куклы на войне — особая история. Символическое искусство театра кукол, в котором простота и непосредственность детства сочетается с таинственностью и философской мудростью взрослого, в военное время помогало людям справиться с переживаниями и тяготами.
На фронте куклы поднимали боевой дух солдат перед боем, в госпитальных палатах вызывали улыбку у раненых и искалеченных, на эвакуационных платформах смешили детвору. В Новосибирске спектакли театра кукол проходили в школах, детсадах и детских домах, на предприятиях и в госпиталях. Популярностью пользовались не только сатирические антифашистские пьесы, но и сказки, которые дарили веру и надежду на скорую победу.
Новосибирск — фронту
Семинар по обучению военных кукольному делу в Новосибирске вошёл в историю Великой Отечественной войны, в том числе благодаря кино. Тогда же, в марте 1942 года, Новосибирская студия кинохроники сняла пятиминутный фильм. «Наша задача в самый короткий срок научить вас работать с куклами и приготовить с вами веселую фронтовую кукольную программу», — говорит участникам семинара Сергей Образцов.
Бойцы, съехавшиеся из частей Сибирского военного округа, овладевали искусством острой сатиры и изготавливали своих персонажей. Так появилась целая серия кукольных бандитов, фашистских главарей и их пособников. Смеясь над ними, зрители забывали о своих страхах, а значит становились сильнее.
В Новосибирске и области во время войны действовало больше 50 госпиталей. В Сибирь везли в основном с тяжёлыми ранениями, на длительное лечение. Новосибирские кукольники нередко выступали в госпиталях. Большой популярностью у бойцов, находившихся на излечении, пользовались сказки.
Как-то в госпиталь партшколы у площади Ленина в Новосибирске с концертом пришли кукольники. Их выступление увидел старший лейтенант запаса Зиновий Гердт, он сам до войны был актёром, но ранение и хромота не позволяли ему думать о театре. Во время представления его осенило: «Спрячусь за ширмой, смогу играть!» После войны он приехал в Москву и поступил в театр кукол Сергея Образцова, играл во многих спектаклях. Со временем вышел из-за ширмы на экран — широкому зрителю Зиновий Гердт стал известен по ролям в кино.
Из Сибири с любовью
Бои ещё шли недалеко от Москвы, но Красная Армия освобождала от немецких захватчиков город за городом своей родной земли. В марте 1943 года в Москву возвращается часть сотрудников театра, а в августе коллектив театра собирается в полном составе.
Вместо «Фронтовой программы» коллектив энергично берёт в работу довоенный замысел — сатирический «Концерт», который, пережив несколько названий, станет «Необыкновенным концертом». Самый знаменитый кукольный спектакль разобран на цитаты: «Шахерезада Степановна! — Я готова»! Это самое известное в мире русское кукольное представление ХХ века вошло в Книгу рекордов Гиннеса как спектакль, который посмотрело наибольшее число зрителей. Отдельные номера, к примеру, «Танго», возникали, по свидетельству А. Федотова, ещё в Новосибирске.
В марте 1944 года Народный Комиссариат Просвещения и дирекция ГЦТК обязали Новосибирский филиал театра кукол выехать в город Калинин (сейчас Тверь) на гастроли в освобождённые районы. В дороге багаж театра по вине железнодорожного транспорта задержался, и только спустя два месяца артисты получили свой груз. В Новосибирск вернулись глубокой осенью, сразу же приступили к работе над новым спектаклем. К этому времени Красная Армия уже гнала врагов за пределы страны, а значит Победа была близка.
«За годы Великой Отечественной войны работники искусства Новосибирска создали 21 бригаду для обслуживания фронта, дали более 1500 концертов в воинских частях и агитпунктах и до 15000 в госпиталях для раненых и больных бойцов Красной Армии. Собрано от спектаклей и концертов в фонд обороны — 5000 000 рублей и в фонд помощи семьям и детям фронтовиков — 500 000 рублей» (Из приказа СибВО от 21 июня 1945 года).
Победный май отгремел, однако неустроенность и скромные условия существования ещё долго преследовали театр. В годовом отчёте за 1945-й год сообщается о перерасходе, который произошёл из-за обвала печи в старой мечети, где жил театр кукол, — пришлось своими силами её восстанавливать.
Но радость от окончания войны давала такую мощную силу и энергию, что они с двойным рвением взялись за работу — уже не в статусе филиала ГЦКТ, а как Новосибирский театр кукол. В составе театра работали 12 артистов драмы и 6 артистов оркестра. Они показали за 1945 год 246 спектаклей для 112 000 зрителей.
В послевоенные годы в театре кукол трудилось героическое поколение. Медаль «За отвагу» имели актёр Г.В. Васильев, музыкант Н.Е. Кайгородов и столяр Г.Е. Овчинников. Ещё десять человек были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», два сотрудника — медалью «За отвагу».
14-летним подростком во время войны пришёл в театр кукол Валентин Лещинский. Посвятил свою жизнь театру кукол, в котором работал 57 лет. В его руках куклы плакали, танцевали и смеялись. Он также выступал режиссёром, писал музыку, преподавал мастерство студентам и занимался механикой кукол.
Конь буланый
Уезжая в Москву, театр кукол Сергея Образцова передал бесплатно Новосибирскому филиалу театра… буланого коня. Это был единственный доступный тогда транспорт, поскольку весь автотранспорт работал на нужды фронта. И после войны лошадка исправно возила артистов на выездные спектакли.
«В Новосибирске много осталось москвичей и ленинградцев, свыше 30 тысяч. Люди, которые остались после отъезда театра Образцова, создали костяк… Никаких автобусов, как сейчас, у театра не было. Были лошади — их запрягали в сани, на которых возили декорации, и в дрожки — на них ездили актёры. Ближе к 1950 году театру выделили грузовик», — рассказывает Сергей Вихорев, артист-кукловод, заслуженный артист России.
Первым спектаклем Новосибирского театра кукол, где играли тростевые куклы, стала «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Н. Гернет, поставленная в 1947 году. Сказка пережила несколько постановок и до сих пор идёт в театре в исполнении тростевых кукол.
Комедия-сказка «Чёртова мельница» по пьесе Исидора Штока стала первым спектаклем для взрослых. История, о том, как солдат обманул чёрта и спас свою невесту, имела большой успех у зрителей. А поставил её главный режиссёр театра кукол Геннадий Кудрявцев, он же выступил художником. Больше 25 лет он руководил театром кукол, его постановки отличались творческой дерзостью и разнообразием систем кукол.
Письмо Образцова
«Дорогие товарищи новосибирцы!
В мае вся страна будет праздновать День Победы над фашистской Германией. И я хочу, чтобы вы знали, что в этот день, вспоминая страшные годы войны, мы будем думать о Новосибирске, который приютил наш театр, не дал ему умереть…
Всех нас поместили на жилье и мы играли для вас, которые тогда были детьми, наши детские спектакли, а для ваших отцов, матерей, дедушек и бабушек, которые тогда еще были молодыми, играли спектакли для взрослых. Может быть, кто-нибудь из них сейчас и вспомнит наши спектакли «Ночь перед рождеством», «Волшебная лампа Аладдина», «Кот в сапогах»…
И когда 9 мая все будут праздновать этот великий день, мы, конечно, с огромной благодарностью будем вспоминать Новосибирск и вас, новосибирцы. Спасибо вам большое!
С. Образцов, 10 января 1985 года.
Петрушка сегодня
В годы Великой Отечественной войны фронтовые бригады артистов-кукловодов выезжали на фронт. Одним из самых популярных у солдат был спектакль про то, как Петрушка воюет с гитлеровцами. В 2024 году Новосибирский областной театр кукол подготовил премьеру — «Как Петрушка врагов побеждал». Спектакль стилизован под выступление фронтовых агитбригад.
«Это театрально-познавательная программа, рассказывающая юным зрителям о том, чем жил Новосибирск в годы войны. Главный персонаж спектакля — Петрушка, боец Пётр Петрович Уксусов. Он борется против Гитлера, его генералов и, конечно же, побеждает их», — рассказывает главный режиссёр Новосибирского областного театра кукол, заслуженная артистка России Ольга Гущина.
В театре кукол есть спектакль о детях военного времени — «Петька, Джек и мальчишки». Главный герой, подросток Петька, вместе со своей мамой приезжает из блокадного Ленинграда в азиатский городок. От недоедания у Петьки судороги и часто кружится голова, но в жизни мальчика появляется пёс Джек, который становится защитником и другом.
Спектакль «Когда папа вернётся» поставлен с использованием технологии студии хромакей, которая соединяет несколько изображений. На сцене три экрана: на двух идёт кинохроника, на третьем — история про Никиту: где-то далеко гремит война, идут бои, на фронте сражается его отец, а здесь, в деревне, взрослые ушли на работу в поля, мальчику страшно, всё вокруг полно чудовищ, даже старый пень…
Каждый год 9 Мая Новосибирский областной театр кукол устраивает праздник на площади перед своим зданием на улице Ленина, 22. В этот же День на большой сцене даётся театрализованный концерт «Сибиряк — герой войны», посвящённый вкладу сибиряков в Великой Отечественной войне.