ТЕАТРА
Кукольное царство: новосибирские марионетки встали на музейный подиум
https://4s-info.ru/2024/06/04/kukolnoe-tsarstvo-novosibirskie-marionetki...
В Новосибирском краеведческом музее куклы стали героями новой выставки. Экспозиция «Куклы. Театр. Игра» открылась накануне Международного дня защиты детей, 31 мая. В ней представлены экспонаты из уникального музея Новосибирского областного театра кукол, девяностолетию которого и посвящена выставка, театральные куклы из фондов краеведческого музея, а также персонажи спектаклей действующего репертуара театра. Об уникальной истории новосибирской кукольной сцены и о тряпичных актерах, которые развлекают с детства, рассказала заместитель директора по организации зрителей Новосибирского областного театра кукол Анна Ощепкова.
Кукольный театр существует с древних времен. Его истоки лежат в языческих обрядах со статуями и фигурами богов. Первые куклы изготавливали из дерева, камня или слоновой кости. Изначально они были неподвижны. Вращать глазами, поднимать руки и ноги, открывать и закрывать рот кукольные персонажи смогли только во времена Древней Греции с помощью веревок и ремней.
Сегодня вариаций систем кукол гораздо больше: от перчаточного Петрушки и марионеток до сложных механизированных кукол на запястье. На выставке «Куклы. Театр. Игра» представлены театральные куклы XX — XXI веков. Это перчаточные, тростевые и планшетные артисты, созданные российскими мастерами. Дополняют выставку эскизы и декорации действующего репертуара театра. «Эта выставка особенно трогательна тем, что она знакомит с самым первым театром, в который попадает ребенок, — это театр кукол. И мы благодарим партнеров, Новосибирский государственный театр кукол, за предоставленную возможность сделать этот подарок детям к Дню защиты детей», — отметил на открытии исполняющий обязанности директора Новосибирского государственного краеведческого музея Антон Рубшев.
От перчаточных до планшетных
Для будущего поколения старинные театральные куклы хранили даже в самые сложные для страны времена. В блокаду Ленинграда их не пускали на растопку, а некоторые экземпляры старались вывезти из города всеми возможными способами. Новосибирский краеведческий музей в исторической части экспозиции представляет театральные куклы военного и послевоенного времени. Дополняют выставку эскизы и декорации действующего репертуара НОТЕКа, фото и видеоматериалы.
Как отметила заместитель директора по организации зрителей Новосибирского областного театра кукол Анна Ощепкова, которая провела первую экскурсию по экспозиции, благодаря этой выставке зрители могут наблюдать связь времен. «Для нас стало открытием, что в архивах Краеведческого музея оказались куклы 1942-1945 годов, изготовленные для спектакля “Иван Царевич и Серый волк”. В годы войны в Новосибирске находился эвакуированный из Москвы театр Сергея Образцова. И наши кукольники проводили с московскими специалистами совместную работу, — говорит Анна Ощепкова. ‒ Казалось бы, идет война и театр кукол вообще неуместен, но артисты готовили этюды, концертные номера, выпускали спектакли, выезжали в прифронтовые зоны. В госпиталях они поднимали дух бойцов». Контакты с театром Образцова не прервались с возвращением его театра в Москву, к нему на стажировку ездили новосибирские кукольники. Главный художник Александр Корытный даже поставил два спектакля под руководством мастера, и Образцов остался им доволен.
Славное прошлое сибирской труппы представляют театральные куклы довоенного и послевоенного времени. Старейшие из них созданы в «сороковые, роковые». Это ‒ Принц Сосулька, Аленка и Старший Брат.
Среди экспонатов новой выставки есть куклы трех постановок «Волшебной лампы Аладдина» — 1956, 1978 и 2017 годов. Появившаяся на свет в 1940 году кукла Аладдина, героя спектакля «Волшебная лампа Аладдина», ознаменовала в истории Театра кукол Сергея Образцова начало эпохи тростевых кукол на гапите. Созданный в 1931 году театр кукол к этому времени сделал и сыграл двадцать спектаклей. Из них три спектакля игрались марионетками и семнадцать ‒ перчаточными куклами типа Петрушки. Молодой художник Борис Тузлуков, работавший над спектаклем «Волшебная лампа Аладдина», предложил Сергею Образцову делать спектакль с куклами типа яванских теневых, с пропорциями, близкими к анатомии человека. Они поставили головку куклы на палочку с плечиками, удлинили ручки, повесив к ладошке трость. Расчлененные ручки привесили к плечам, соединив мягкими сочленениями плечи, локти и ладошки. Кукла получила широкий жест и огромный спектр выразительности. «На куклах более ранних постановок есть плащи, и это не просто так, ‒ обратила внимание Анна Ощепкова. ‒ Раньше считалось, что приспособления для управления кукол не должны быть видны зрителям. Тогда трость зашивали в край широкого плаща, накидки или в объемные рукава. Сейчас эта традиция частично сохраняется, но тем не менее, современные зрители понимают, что куклы сами по себе не оживают, а ими управляют живые актеры».
Мальвина, Тараканище и Маленький принц
На музейные подиумы встали и куклы 1960-1970-х годов ‒ Воевода, Мальвина и Самоделкин. Дополняют экспозицию музея популярные персонажи из 1980-х («Кошкин дом») и сказочные герои 1990-х («Маленький принц»). Рядом с отшельником из спектакля для взрослых «Чортова мельница» представлен Маленький принц. Интересно, как создатели куклы изобразили мальчика из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Несмотря на то, что автор произведения сам иллюстрировал свою книгу, художники театра сделали образ этого персонажа немного другим. Они подумали, что, если герой путешествует в космическом пространстве, то он может быть похож на инопланетянина. Поэтому Маленький принц из Новосибирского областного театра кукол выглядит как неземной мальчик. К примеру, вместо волос у него – антенны. Образ дополняет длинный балахон, чтобы можно было легко спрятать трости управления.
По системе управления куклами, тростевые ‒ самые традиционные и сложные в управлении, но они и самые интересные, поскольку зрители не видят актера. Однако, как отмечают в Новосибирском областном театре кукол, в настоящее время тенденция идет к тому, что многие режиссеры работают с планшетной куклой. Она и является самой распространенной в современных театрах. Двигается она только по столу или настилу сцены. Управляют такими марионетками с помощью рукояток или вожаток – механизма, прикрепленного к голове, туловищу и ногам куклы. «Планшет — это ровная поверхность, стол или тумба. Такой куклой управляет актер, не прячась за ширму. Таким образом, используется открытый прием вождения куклы. Актер может быть спрятан в тени или одет в костюм цвета сцены», —объясняет Анна Ощепкова.
Стоит отметить, что одна и та же кукла не может участвовать в разных спектаклях. Для каждой постановки создают нового «актера» и его дублера-близнеца, но в другом костюме. Во время спектакля кукловоду проще сменить куклу, а не его одежду.
«Каждая кукла — это произведение искусства, выполненное вручную для каждого спектакля по эскизам художника-постановщика. В наших мастерских она изготавливается персонально для каждого спектакля. Нельзя взять куклы из разных спектаклей и объединить их. Они все разные по стилю, по жанру, по системе управления», ‒ отметила экскурсовод.
К выразительным персонажам спектаклей областного театра кукол можно отнести Карлика Носа, Умку, а также героев из детской постановки «Путешествие в Чукоккалу» ‒ путешествие по мотивам сказок Корнея Чуковского «Телефон», «Тараканище», «Бармалей». В 2023 году спектакль пережил «капитальный ремонт», ведь поставлен он был 20 лет назад. В музейной экспозиции как раз представлены персонажи 2003 года. Задачей режиссера и художников того времени было показать злодея не страшным. Бармалей с длинной шеей наделен особенными речевыми характеристиками. Его голос не был ужасающим, а наоборот, ‒ тоненький, писклявый и местами даже смешной. Тараканище также с виду выглядит даже забавным, страшным для зверей из сказки его делает видеопроекция, которая изображает этого таракана на экране, и с каждым словом он становится больше и больше.
Куклы играют и для взрослых
Мнение о том, что театр кукол предназначен только для детей – ошибочно. Именно на спектакле «Волшебная лампа Аладдина» был замечен интерес взрослого зрителя к кукольным спектаклям. «Среди многообразия детских постановок, наши режиссеры все чаще стали обращать внимание на взрослую драматургию. Ведь только в театре кукол можно так образно и интересно показать классические произведении. Однажды побывав на наших спектаклях для взрослых, новосибирцы поменяли сложившийся стереотип и стали искать «взрослые» спектакли в афише театра», ‒ отмечают в театре кукол.
Одна из самых старинных кукол театра взрослого репертуара — это отшельник из спектакля «Чортова мельница» (1956 год) в постановке Геннадия Кудрявцева, который увлекся кукольным театром во второй половине 1930-х годов, будучи драматическим артистом. «Эту тростевую куклу отличает механика рта, который открывается, когда кукла говорит, ‒ рассказывает экскурсовод. ‒ Особенностью кукол прежних лет были также стеклянные пуговки в глазах. При повороте головы они блестят как у человека, и создается иллюзия, волшебство кукольного театра, где куклы — живые». А в одном из первых спектаклей для взрослых — «Сон в летнюю ночь» ‒ куклы были с раздвижными телами, где вместо рук были либо пружины, либо крылья.
На выставке также представлены куклы из действующего репертуара для взрослых ‒ спектакля «Королева красоты из Линейна» по пьесе Мартина Макдонаха. Новосибирский областной театр кукол — единственный театр кукол, который поставил спектакль по этому произведению. «Куклы, несмотря на их размеры, — планшетные. Одновременно одной куклой управляет минимум три человека. Но есть главное правило: озвучивает героя тот, кто управляет головой. Остальные только приводят в движение руки и ноги», ‒ говорит Анна Ощепкова.
Куклы в этом спектакле максимально непохожи на уютное тряпичное существо. В «Королеве красоты из Линейна» они символически расчеловечены. В центре истории полубезумная, но хитрая Мэт Фоллан – старуха семидесяти лет и ее сорокалетняя дочь Морин существуют вместе под одной крышей и ненавидят друг друга. Каждый персонаж словно сделан из материалов, передающих его сущность. Например, тело Мэт состоит из дощатых ящиков и щербатых реек, тело Пато Дули – нагромождение булыжников, собранное в шаткий человеческий абрис. Тяжеловесная зыбкость этой конструкции – словно проекция мужиковатой робости Пато. А конечности Морин ‒ словно стебельки, которые дополняют ее образ: перекошенный рот и запавшие, будто выплаканные глаза, копна рыжих волос и нелепо-яркая одежда. В сумме кукла похожа на георгин ‒ увядший, не успев толком расцвести.
Сегодня в репертуаре Новосибирского кукольного театра 58 спектаклей для зрителей всех возрастов от режиссеров разных школ и направлений, а еще ‒ гастрольная карта с экзотическими локациями вплоть до Индии. Дополняет напряженную репертуарную жизнь выставочная программа, набравшая обороты этой весной. Старт заложили интерактивные экспозиции «Куклы на войне» и «Мастерская волшебников», увидеть которые смогли более одиннадцати тысяч жителей Новосибирской области. Эту страду как раз и завершает выставка «Куклы. Театр. Игра», встречающая посетителей в стенах Краеведческого музея до середины июля.
«Куклы, которые находятся здесь, — многие из них работающие, из действующих спектаклей. В нашем театре, когда они не заняты в спектаклях, висят немного скучные на своих вешалках. Здесь же, в качестве музейных экспонатов, они представлены во всей красе», — заметил директор Новосибирского областного театра кукол Юрий Горлатых. — И мы очень рады тому, что участники и гости Третьего Международного фестиваля театров кукол “Перекресток”, который стартует 7 июня, и все наши друзья, которые приедут практически со всего мира, со всей России к нам, увидят наших кукол здесь».
Фотографии Константина Кутузова