ТЕАТРА
Новосибирский театр кукол запустил передвижной выставочный проект
Театр кукол запустил к своему 90-летнему юбилею новый несценический проект. Этой весной в разных уголках города и области начала работу серия мобильных выставок, рассказывающих об истории и «кухне» единственного профессионального театра кукол в Новосибирске. Старт заложили интерактивные экспозиции «Куклы на войне» и «Мастерская волшебников», увидеть которые смогли уже более одиннадцати тысяч посетителей.
«В нашем театральном музее накоплен огромный исторический материал, которым нам захотелось поделиться со всеми, — рассказывает директор Новосибирского областного театра кукол Юрий Горлатых. — Не все могут приехать к нам в театр, поэтому мы решили использовать для выставок различные площадки. Мобильные выставки станут доступны жителям области. Их смогут увидеть в Домах культуры, школах и там, где вообще нет никаких музеев».
Первыми на публику из закулисья выбрались «Куклы на войне». Выставка посвящается артистам Новосибирского театра кукол, продолжавшим выходить на сцену в годы Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены куклы 1940-х, архивные фотографии и документы, рассказывающие о пути кукольников и спектаклях, которые создавались в те годы.
Военная эпоха оказалась для новосибирских кукольников невероятно плодотворной. К 1942 году давно обретший самостоятельность театр стал Новосибирским филиалом Государственного центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова. Коллектив ГЦТК приехал в столицу Сибири в эвакуацию, как и многие другие учреждения Москвы и Ленинграда, а его руководитель организовал фронтовые бригады, с успехом выступавшие на фронте.
Историю этого начинания Сергей Образцов позднее сохранил в своем вступительном слове к легендарному «Необыкновенному концерту». Командование СибВО обратилось к знаменитому кукольнику с предложением провести курсы по подготовке красноармейских кукольных бригад. Всего их было создано 16. После окончания курсов ученики Образцова самоотверженно трудились в прифронтовой зоне, поддерживая «боевой дух» советских солдат. Кроме того, насыщенное взаимодействие московского и новосибирского коллективов на многие годы вперед сформировало стиль и образ первого кукольного театра столицы Сибири.
«Готовясь к выставке, мы изучали документы в областном архиве и обнаружили немало интересного, — подчеркивает заведующий литературной частью Новосибирского областного театра кукол Марина Шабанова. — К примеру, выяснилось, что в 1944 году Новосибирский театр кукол выезжал на длительные гастроли в Тверскую область, тогда это был город Калинин. Багаж труппы затерялся, время было военное, и только через два месяца артисты наконец получили реквизит и оборудование. Еще полгода колесили по городам и селам Калининской области, освобожденным от немецкой оккупации. И в самом Новосибирске театр кукол много ездил, своей сцены не было, так вот, уезжая из эвакуации в Москву, Государственный центральный театр кукол под руководством Сергея Образцова оставил новосибирским кукольникам… лошадь, точнее, буланого коня. И только в 1950-х разъездной театр пересел с гужевого транспорта на автомобильный».
«Мастерская волшебников. История театра кукол Новосибирска ‒ города трудовой доблести» ‒ второй из запущенных выставочных проектов, приоткрывающий секреты театрального мастерства и профессиональную лабораторию Новосибирского областного театра кукол. Более 120 имен, 100 фотографий и 50 постановок ‒ и все они рассказывают о том, как рождаются спектакли, кто создает сказочных персонажей и благодаря чему предметы на сцене оживают. При этом драматургическая линия мобильного вернисажа не только следует за главными действующими лицами театра (режиссеры, художники, мастера, артисты), но и поэтапно иллюстрирует процесс создания спектакля.
Замысел будущего спектакля, его зерно и воплощение на сцене придумывает, как известно, режиссер. Именно с представителей этой сложной профессии и начинается экспозиция передвижной выставки. По подсчетам создателей проекта, в истории Новосибирского театра кукол было восемь эпох, связанных с именами главных режиссеров. Большое дело началось с крошечной студии кукольников при Западно-Сибирском краевом ТЮЗе, руководители которой имели в своем арсенале самые простые перчаточные куклы, баян для музыкального сопровождения и огромное желание работать. Последние 25 лет кукольный бал правит заслуженная артистка России Ольга Гущина, а дополняют заданную главрежем художественную линию приглашенные режиссеры ‒ Наташа Слащева, Давид Бурман, Эльмира Куриленко, Анастасия Неупокоева. Фотографии созданных ими спектаклей («Удивительный полёт к звездам», «Про Ежика и Медвежонка», «Ревизор», «Королева красоты из Линейна», «Гадкий утёнок») презентуют самую новейшую эпоху НОТЕКа.
Воплощением режиссерского замысла занимается художник-постановщик. От его фантазии зависит, насколько выразительными будут персонажи и декорации. На сцене Новосибирского театра кукол свои миры генерировали более двадцати художников, каждый из которых шел по стрелке своего творческого компаса, однако рекорд остается за Александром Корытным, оформившим более 200 спектаклей. В экспозиции, посвященной работам мастеров визуальных решений, представлены кадры из спектаклей «Кошкин дом» (Ольга Смагина), «Щелкунчик и Мышиный король» (Александра Павлова), «Спящая красавица» (Роман Ватолкин), «Приключения Буратино» (Александр Корытный), «Новый год в замочную скважину» (Анна Гуляева), «Муму» (Виктор Клочко).
Визуальное решение в формате эскиза поступает в бутафорский цех. На этом этапе к работе приступают художники-бутафоры, художники-конструкторы, художники-модельеры, а параллельно в столярно-декорационном цехе создаются декорации. «Наши мастера творят настоящие чудеса, изготавливают кукол разных систем и конструкций», ‒ уверяют авторы выставочного проекта «Мастерская волшебников». В этом разделе выставки представлены фотографии кукол и декорации из спектаклей «Волшебная лампа Аладдина» (тростевые куклы), «GАME OVER: Атака Темного Бота» (марионетки, планшетные куклы и компьютерная графика), «Карлик Нос» (планшетные куклы), «Сказка Домовенка Кузи» (уникальная кукла на запястье), «Снежный цветок» (марионетки).
Последний раздел экспозиции посвящен тем, кто оживляет куклу и рассказывает со сцены волшебные истории, ‒ артистам. «В истории Новосибирского областного театра кукол немало заслуженных артистов России, почетных работников культуры Новосибирской области, ведущих мастеров сцены. Наши артисты не только кукловоды, они поют, танцуют, играют в живом плане», — рассказывают кураторы «Мастерской волшебников» и представляют фотографии спектаклей, отмеченные фестивальными наградами за лучший актерский ансамбль: «Собака Пес», «Похороните меня за плинтусом» (Новосибирская театральная премия «Парадиз»), «Про Петрушку» (ХХ Международный фестиваль кукольных театров Ishara International, Индия), «Шинель» (III Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest», Казань), «Мойдодыр» (V Международный фестиваль театров кукол и театров для детей «Сказочный балаганчик Скомороха», Томск).
Дополняют выставку «Мастерская волшебников» видеофрагменты спектаклей и ширма с театральными куклами разных систем. Посетители передвижной выставки могут брать в руки кукол, пробовать себя в роли кукловодов и сочинять свое сценическое действо буквально в режиме реального времени.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Анны ШИРОКОВОЙ
https://newsib.net/kultura/novosibirskij-teatr-kukol-zapustil-peredvizhn...