ТЕАТРА
Фестиваль «Перекресток» собрал в Новосибирске театры кукол из нескольких стран
Юлия ЩЕТКОВА, Новосибирск
В начале июня одиннадцать коллективов из разных городов России и ближнего зарубежья приехали в Сибирь, чтобы поделиться опытом и показать свои спектакли.
Международный фестиваль театров кукол «Перекресток», организованный на базе Новосибирского областного театра кукол, прошел в этом году во второй раз и миновал пандемическую петлю, которая ранее заставила устроителей перекроить задуманный формат биеннале. Смена графика внесла немало корректив и в программу, и в традиции смотра. Так, организаторам пришлось отказаться от масштабной иностранной программы и открывавшего фестиваль карнавального шествия. Зато в структуру форума надежно вписалась Сибирская школа кукольника — научно-образовательный проект, направленный на повышение квалификации артистов-кукловодов в региональных театрах, где существует огромный дефицит кадров и регулярного профессионального общения.
Если первая в истории фестиваля Школа кукольника сосредоточила внимание на мастер-классах, лекциях и публичных обсуждениях фестивального контента, то в основной программе «Перекрестка» за пять дней было показано 20 спектаклей, а это 12 названий, выпущенных театрами из России, Беларуси, Таджикистана и Донбасса. Увидеть их в столице Сибири смогли три с половиной тысячи человек, учитывая камерный формат постановок.
У «Перекрестка», единственного кукольного фестиваля в Новосибирске, к которому и город, и театр-устроитель шли много лет, нет концептуальных установок и формальных ограничений. Есть конкурсная основа (в этом году жюри возглавил историк и теоретик театра, театральный критик, педагог, драматург, сценарист, худрук Московского театра кукол Борис Голдовский), стремление обменяться опытом и желание максимально широко представить публике возможности театра кукол.
«Название фестиваля многозначное, и прежде всего оно говорит нам о том, что здесь, в Новосибирске, пересекаются самые разные направления и формы театра кукол, — рассказала «Культуре» в ходе фестиваля театральный критик, шеф-редактор профильного журнала «Театр чудес» Нина Монова. — Каждый спектакль в афише по-своему раскрывает возможности этого удивительного вида искусства. Это такой перекресток форм, перекресток идей. А для тех, кто занимается театром кукол, «Перекресток» — еще и место встречи, где мы общаемся и определяем для себя направление того, что каждый из нас будет делать в дальнейшем».
Попасть в фестивальную программу могли театры любой формы собственности и театральные команды, работающие с любыми видами кукол и системами их управления: марионетками и планшетными, теневыми и перчаточными, ростовыми и тростевыми, куклами-мешками и даже куклами-лего. В спектакле «Цветы для Элджернона» Пермского театра кукол сцена превратилась в съемочную площадку, а декорациями стал миниатюрный городок, выполненный из деталей популярного конструктора. Нестандартная интерпретация фантастического рассказа Дэниела Киза, вместившая в себе элементы мокьюментари, анимации, драмы синтетического театра и работу с куклой, стала лауреатом в категории «Новация».
Куклы, с которыми работают участники спектакля «Паша» (ударение на первый слог: речь идет не о почетном титуле, а о современном мужском имени) Алтайского государственного театра кукол «Сказка», и вовсе нельзя терминологически идентифицировать — это гипертрофированные лица занятых в спектакле артистов, которые кукловоды надевают на локти, головы и колени, прикладывают к различным предметам и формам. Получаются странные, уродливые персонажи, неотделимые от своих создателей. Художник спектакля Антон Болкунов называет их «брейгелевскими калеками», чьи образы списаны с типичных обитателей маргинальных районов, о которых повествует сюжет. Для жюри фестиваля «Перекресток» такое взаимослияние кукольной и человеческой реальности оказалось достойно номинации «Открытие».
Географическое расширение состава участников не определяет перспективу развития новосибирского фестиваля, однако зрелищный контент «Перекрестка» выстраивался таким образом, чтобы у каждого участника появилась возможность привлечь взгляд со стороны и получить импульс для дальнейшего развития. Государственный республиканский театр кукол «Лухтак» из города Душанбе привез в Новосибирск спектакль «Одуванчик». Для режиссера-постановщика сказки Муниры Зоировой участие в этом фестивале — двойное испытание: ведь несколько лет назад она стала первой женщиной в Таджикистане, которая с отличием окончила актерский факультет Новосибирского театрального института, вернулась на родину и продолжила свой профессиональный путь, став главным режиссером единственного театра кукол в столице республики. В родной Душанбе команда «Лухтака» вернулась с дипломом за «Лучшую актерскую работу».
Для Донецкого республиканского академического театра кукол, завоевавшего в Новосибирске «Приз зрительский симпатий» за спектакль-концерт «Кукло-светное путешествие», встреча на «Перекрестке» — повод вырваться из суровой действительности и почувствовать общее дыхание с коллегами из других стран и городов. С 2022 года театр, история которого насчитывает 89 творческих сезонов, закрыт для зрительского посещения. Половина мужского артистического состава находится на передовой, а действующий коллектив выпускает спектакли, выезжает на гастроли и выступает в освобожденных районах ДНР и на прифронтовых территориях. «Для нас фестиваль — это большая возможность почувствовать себя востребованными и нужными в профессиональной среде, — подчеркнула в беседе с «Культурой» директор Донецкого театра кукол Ольга Арутинова. — Для меня как для руководителя и хранителя коллектива очень важно почувствовать поддержку коллег. Мы проделали далекий путь и хотим показать себя и свое мастерство. Самая большая радость от фестиваля — новые знакомства, эмоции, впечатления. Не хочется унывать, не хочется грустить. Хочется делиться опытом».
Четыре постановки на «Перекрестке» представили петербургские театры кукол. Северная столица давно признана лидером «кукольного» движения, и словно в подтверждение этому ни один из приглашенных коллективов не вернулся домой без диплома жюри. «Лучшим спектаклем» фестиваля стала «Девочка со спичками»: свое видение сказки Андерсена без слов, но при помощи миниатюрной старинной куклы и фантазии изложила в пространстве «черного кабинета» команда театра Karlsson Haus. Номинацию «Лучшая работа режиссера» увез в город на Неве датский режиссер Жак Матиссен, с узнаваемо андерсеновской пронзительностью и состраданием поставивший в театре «Бродячая собачка» спектакль «Гадкий утенок». Лучшим художником жюри признало Андрея Запорожского, сумевшего поднять на уровень высокой визуальной метафоры заземленный мир толстовского «Холстомера». А театральная корпорация «Кот Вильям», использовавшая в сказке «Крот, который мечтал увидеть солнце» пластику актерского исполнения как своеобразный кукольный способ существования, получила признание за «Лучший актерский ансамбль».
«Режиссеры нашего спектакля Алексей Шульгач и Диана Разживайкина работают в тесном содружестве с актерами и сами получают радость от процесса создания спектакля, — поделилась впечатлениями с «Культурой» художественный руководитель театра «Кот Вильям» Татьяна Шеремет. — У спектакля есть какое-то такое притяжение, которое как сразу же тебя берет, так до самого финала и не отпускает. И хочется обязательно его пересмотреть. Это и есть актерское обаяние, то, что подарило радость нам при создании спектакля и уже три года продолжает дарить радость зрителям. Радость от того, что театр кукол может быть таким задорным, хулиганским, актерским и при этом не отказываться от куклы, уважать ее, использовать все ее возможности».
Новосибирск на фестивале был представлен одной профессиональной и одной студенческой работой. Областной театр кукол получил специальный приз жюри за спектакль «Королева красоты из Линейна» — split-драму-фарс, препарирующую судьбу одиноких, некрасиво стареющих и бесповоротно выживших из ума матери и дочери, которые превратили взаимоотношения в непрерывный и порой кровавый бой за личное счастье. Популярную на драматических подмостках пьесу ирландского драматурга Мартина Макдонаха впервые средствами театра кукол воплотила новосибирский режиссер Эльмира Куриленко. Она же придумала и поставила спектакль «Милливонщица», который сыграли под звуки гуслей, комуса и деревянных ложек студенты Новосибирского театрального института.
Литературной основой студенческого спектакля послужили сказы известной сибирской писательницы Таисьи Пьянковой — самобытного автора, живущего в Новосибирске, чье обращение к региональной фольклорной традиции стилистически созвучно сочинениям знаменитых писателей Русского Севера Бориса Шергина и Степана Писахова. Рассказывающая про Черную козу, символ леса, вершительницу справедливости и хранительницу таежных богатств от злых людей, «Милливонщица» — материал для сцены новый и диковинный: никогда прежде сказы Пьянковой театральных интерпретаций не знали. В названии спектакля заложено искаженное своеобразным территориальным говором слово литературного языка как знак простонародной, глубинной культуры сибиряков, давно и прочно обосновавшихся в Сибири, а в сюжетных перипетиях отражены особенности жизненного уклада, неразрывно связанного с тайгой и таежными реками.
«Это очень живая и состоявшаяся история, — отметила на обсуждении спектакля театровед, театральный критик, член жюри фестиваля «Перекресток» Анна Константинова. — Мне очень понравилось, как организовано и как трансформируется пространство. Эти елки с камнями, которые напоминают Рериха. Трости, из которых авторы спектакля сделали буквально все — и капище, и деревню, и скалу. Все, что придумано, — здорово и подкупает простотой конструкции. Отличная, сделанная вживую шумовая звукомузыка. И здорово, что у каждого персонажа такая насыщенная пластическая жизнь — нигде не грамма халтуры. Все, что можно, «вытащено» из куклы».
Завершил театральную программу «Перекрестка» спектакль «Я — Сергей Образцов». Недавняя премьера московского Театра кукол под руководством Сергея Образцова, с которым новосибирский театр еще со времен Великой Отечественной войны связывают крепкие профессиональные и теплые человеческие отношения, удивительным образом зарифмовала в себе все чаяния фестивального движения. Путешествие по ступеням памяти и лабиринтам внутреннего мира художника, чья жизнь прошла через один век, две страны, десяток художественных эпох, политические и социальные катаклизмы, коим несть числа, обернулась не только мощным человеческим высказыванием, но и азбукой перспективного творческого развития театрального коллектива: выявление молодых лидеров, развитие инновационных форм, поддержка театральных открытий, стимулирование живого зрительского интереса и безмерная любовь к своему делу.
Автор фотографий — Виктор Дмитриев. Предоставлены Новосибирским областным театром кукол