ТЕАТРА
От папье-маше до спектакля. Как работают мастера в бутафорском цехе театра кукол
https://ngs.ru/text/job/2025/09/24/76043251/
Создание куклы — процесс многоэтапный и по-настоящему коллективный
В Новосибирском областном театре кукол оживают сказки. Но до того, как персонаж выйдет на сцену и встретит аплодисменты зала, он проходит долгий путь рождения в мастерской бутафорского цеха. Его руководитель — Надежда Георгиевна Волкова, заслуженный работник культуры России. Она уверена: куклы помогают людям открывать в себе самое доброе и светлое.
Из Новосибирска в Магадан и обратно
Надежда Георгиевна родилась в Новосибирске. Творчество сопровождало ее с детства: рисовала, лепила из пластилина, придумывала образы. После школы выбор профессии был очевиден: она поступила в Иркутское училище искусств и получила диплом мастера художественной керамики.
Сразу после учебы вышла замуж и уехала с мужем в Магадан. Сначала работала на сувенирной фабрике, но довольно быстро поняла: душа требует большего. Этим «большим» оказался театр. Сначала — музыкально-драматический, а вскоре и театр кукол.
— Но директор драмтеатра отпустил меня только на одном условии: работать в двух театрах одновременно, — с улыбкой вспоминает Надежда Георгиевна. — И у меня появился особый режим: с утра и до пяти вечера — в театре кукол, а с пяти до девяти — в музыкально-драматическом. Так я отработала какое-то время.
Ребенок, приходя на спектакль, проживает историю вместе с героями, учится сопереживать, отличать добро от зла
В 1999 году она вернулась на родину. Зайдя в Новосибирский областной театр кукол «просто познакомиться с коллегами», встретилась с художником Александром Александровичем Корытным. Беседа закончилась мгновенным предложением работы. Так что даже отпуска взять не успела. Первым спектаклем стал «Буратино», а должность начальника бутафорского цеха остается за ней и сегодня.
Командная работа волшебников
Создание куклы — процесс многоэтапный и по-настоящему коллективный.
— Сначала скульптор лепит голову, — объясняет Надежда Георгиевна. — Потом с нее снимают форму из гипса, а следующий процесс — создание папье-маше на основе этой формы. Затем, когда головка будет готова, она отправляется механику кукол — настоящему инженеру-кудеснику. Он «оживляет» куклу: создает тело, встраивает механизмы, позволяющие кукле двигать глазами, ушами, руками. Затем кукла возвращается в цех, где мы наращиваем объем тела, делаем его индивидуальным: худым, полным, горбатым. Наши художники-модельеры шьют уникальный наряд, создают обувь и аксессуары. Это длительный процесс, в результате которого на свет появляется не просто объект, а характер, личность с собственной душой.
Миссия: воспитывать доброе и прекрасное
Для Надежды Георгиевны театр кукол — не просто работа, а призвание.
— Да, я влюблена в свою работу и просто счастлива, что служу в театре кукол. Это безумно интересно, — говорит она.
Свою любовь к делу она разделяет с командой единомышленников. Все в цехе — увлеченные, талантливые и преданные своему делу люди.
Каждая кукла — неповторимая, с собственным характером и внутренним миром
— К нам регулярно приходят студенты на практику, и мастера с удовольствием делятся с ними опытом, — отмечает она. — Работа в театре кукол требует от человека фантазии и любви к ярким, сказочным историям. Мы постоянно советуемся друг с другом, помогаем. Художник создает куклу, но мы можем подсказать вариант: «А давай вот так сделаем!».
Уроки добра из-за кулис
Надежда Георгиевна убеждена: театр кукол — это не только про развлечение. Он выполняет важную воспитательную миссию.
— Истории нашего театра развивают молодежь, воспитывают чувство прекрасного, — говорит она. — Ребенок, приходя на спектакль, проживает историю вместе с героями, учится сопереживать, отличать добро от зла. Это тихая, но очень важная работа по воспитанию души.
О том, какой должна быть работа для человека, она отвечает без паузы:
— Вдохновением! Чтобы жить хорошо, надо иметь вдохновение, работать для души. Я не могу делать то, что мне не по душе. Работа должна приносить удовлетворение, радость.
Сколько кукол создано ею за эти годы, Надежда Георгиевна не считает. Известно одно: их сотни. Каждая — неповторимая, с собственным характером и внутренним миром. Но для нее важнее другое: за каждой куклой стоит спектакль, за каждым спектаклем — детские улыбки, ради которых и стоит творить это волшебство.
— Надежда Георгиевна Волкова — редкий специалист, настоящий мастер своего дела. Таких людей — единицы! Влюбленных в театр, всецело посвятивших свою жизнь искусству играющих кукол, — говорит о ней директор театра кукол Юрий Горлатых. — Она объединила вокруг себя таких же профессионалов, которые создают настоящие чудеса на нашей сцене. Мы очень гордимся тем, что Надежда Георгиевна с нами, и желаем ей здоровья, долголетия и многих премьер впереди!