ТЕАТРА
Без Тотошки
Гарри Гудини расскажет новосибирской публике свою версию «Волшебника Изумрудного города»
Режиссёр из Ставрополья Григорий Гольдман ставит в Новосибирском областном театре кукол свою версию культовой сказки, в которой девочка Элли в компании «единомышленников» путешествует по дороге из жёлтого кирпича, обретая новые смыслы в жизни. Основой для режиссёрского волеизъявления послужила не хрестоматийная версия Александра Волкова и не оригинал Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз», а оригинальный «сценарий» украинского писателя Игоря Талалаевского, где волшебника зовут Гудини, а собаки Тотошки не существует в принципе. Григорий Гольдман интриговать не стал и честно рассказал, что ждёт новосибирскую публику на премьере «Волшебника Изумрудного города».
— Григорий Менделеевич, чем вас заинтересовала именно эта версия известной истории?
— До недавнего времени я думал, что тема «Волшебника Изумрудного города» давно исчерпала себя: много есть разных спектаклей, фильмов, мультфильмов — что тут ещё нового скажешь? И вот я наткнулся на эту пьесу Талалаевского, и мне понравился сюжетный ход: всю историю рассказывает знаменитый фокусник Гарри Гудини, который по ходу пьесы превращается в отца Элли. И фантазия стала работать, и появился жанр — такой масштабный аттракцион с фокусами и превращениями. Ассистентка Гарри Гудини превращается и в мать Элли, и во всех волшебниц по очереди… Думаю, из такой «матрёшки» может получиться что-то интересное.
— А как дети и взрослые переживут отсутствие Тотошки?
— У нас получается драматический спектакль, а не кукольный. Куклы будут, но у них больше вспомогательная роль. У вас в театре упор на тростевую куклу, она — центр репертуарной афиши, а вот спектакля, где живые актёры могут поиграть и себя показать, — нет. И я подумал, что хорошо театру иметь и такой спектакль — большой, живой, костюмированный, с необычными декорациями. У меня есть мнение: если спектакль интересный, заразительный и умный, с хорошими добрыми мыслями, то зритель не будет задумываться и считать — сколько в нём задействовано кукол. Я понимаю, что специфика театра кукол в том, что основную нагрузку несёт кукольный визуальный ряд. Но сегодня во всех театрах происходит абсолютное смешение жанров: драма использует большие куклы и маски, театр кукол выводит на сцену «живого актёра», в балете используются драматические вставки — везде синтез. Например, сейчас в МХТ имени Чехова идёт спектакль «Серёжа» в постановке Дмитрия Крымова — спектакль по роману «Анна Каренина». Главный герой там — огромная кукла. В общем, в словосочетании «театр кукол» у меня на первом месте «театр».
— Какие смыслы вы «зашьёте» в канву спектакля? О чём ваша история?
— О превращении ребёнка в человека — эта история о взрослении. Наша главная героиня Элли увлечена домашним театром, она разыгрывает кукольные представления в своём доме, но она ещё ребёнок — мало думающий, мечтающий абстрактно. И вот случается Приключение, которое становится её инициацией, она взрослеет, превращается в думающего человека, совершающего поступки. Это, кстати, не будет серьёзный и мрачный спектакль — в нём есть место смеху, иронии и веселым эпизодам.
— Вы много работаете с театрами, ездите по России, в курсе всех театральных тенденций. Куда сегодня идёт театр кукол?
— Мне не очень нравится, куда он идёт. Потому что он идёт в сторону технологических вещей. Но это не только театра кукол касается, но и драмы. Мне кажется это неправильным, потому что театр должен оставаться живым искусством. Самое главное в театре — это общение живого человека в зале (неважно, ребёнок это или взрослый) с живым человеком на сцене. Сегодня это часто подменяется видео, песком, анимацией, мультимедиа. Да, это может быть интересно, но мне кажется, что это немножко уже не театр. Самое ценное для меня в театре — живой актёр. Режиссёрские находки, пусть даже технические, должны помогать раскрыться актёру, а не показывать крутость театральной аппаратуры. Мне интересно, когда что-то живое на сцене происходит и когда это живое рождает живую эмоцию в зале.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фотографии предоставлены пресс-службами Новосибирского областного театра кукол и министерства культуры