Касса работает
10-00 до 19-30
перерыв с 14-00 до 14-30,
 
касса: +7(383) 213-27-35
администраторы:
+7(383) 210-24-83

20.10.20

К нам приходит доктор Айболит!

22 октября в Комнате Сказок Новосибирского областного театра кукол состоится веселая премьера.

Любимые герои из стихотворной сказки Корнея Чуковского не просто придут лечиться к доброму доктору. Вместе с малышами они научатся делать зарядку, расскажут маленьким зрителям о правилах личной гигиены. 

Спектакль задуман как увлекательное музыкальное путешествие в сказочный мир Корнея Чуковского. Туда, где зайцы, лисы, крокодилы и даже акулы вместе поют песенки, а добрый доктор всегда рад вылечить заболевших зверушек.

— Мы хотим поговорить с ребятами о милосердии, о том, что обязательно надо помогать тем, кто попал в беду, — рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Ольга Гущина. — И помогать нам в этом разговоре будут куклы, созданные по эскизам художника Марины Папониной. В этом спектакле мы задействуем разные системы театральных кукол: планшетных, тростевых, теневых. Я надеюсь, знакомство со сказкой получится у ре6ят и увлекательным, и познавательным.

Увидеть премьеру можно  в 10 30 и 11 30.

 

 



20.10.20

Премьера спектакля «Айболит» в Новосибирском областном театре кукол

22 октября в Комнате Сказок Новосибирского областного театра кукол состоится веселая премьера «Айболит»

Любимые герои из стихотворной сказки Корнея Чуковского не просто придут лечиться к доброму доктору. Вместе с малышами они научатся делать зарядку, расскажут маленьким зрителям о правилах личной гигиены.

Спектакль задуман как увлекательное музыкальное путешествие в сказочный мир Корнея Чуковского. Туда, где зайцы, лисы, крокодилы и даже акулы вместе поют песенки, а добрый доктор всегда рад вылечить заболевших зверушек.

«Мы хотим поговорить с ребятами о милосердии, о том, что обязательно надо помогать тем, кто попал в беду, — рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Ольга Гущина. — И помогать нам в этом разговоре будут куклы, созданные по эскизам художника Марины Папониной. В этом спектакле мы задействуем разные системы театральных кукол: планшетных, тростевых, теневых. Я надеюсь, знакомство со сказкой получится у ре6ят и увлекательным, и познавательным».

Увидеть премьеру можно  в 10:30 и 11:30.

 



20.10.20

В театре кукол Собака Пес говорит по-французски

На сцене Новосибирского театра кукол собаки заговорили с французским акцентом. 

В АФИШЕ Новосибирского областного театра кукол новое название — спектакль «Собака Пес», премьера которого состоялась 10 октября. Знаменитую повесть французского писателя Даниэля Пеннака о том, как маленький бездомный щенок искал себе дом и друзей, интерпретировал на «кукольных» подмостках Ролан Боннин. Это первая работа французского режиссера на большой сцене театра и, пожалуй, одно из самых ярких сочинений текущего репертуара. Остаться равнодушным не получится.

Даниэль Пеннак — звезда современной французской литературы, начавший свою писательскую карьеру в начале 1980-х и не завершивший ее, по официальным данным, до сих пор. Он преподавал мировую литературу, работал с детьми, имеющими задержки в развитии, учил взрослых учить детей любить книги, входил в теневой кабинет во время президентских выборов и всегда удивлял широтой своих жанровых интересов, сочиняя то трогательные фантастические повести на тему «мы в ответе за тех, кого приручили», то философско-педагогические эссе, то монументальный кодекс читателя, то «черные» детективы с узнаваемыми типажами из предместья, то поваренную книгу писательской кухни, то самую взаправдашнюю политическую сатиру. «Собака Пес» — второе произведение Пеннака и успешный дебют на мировой арене: переводы на 26 языков, литературные премии и почетный статус настольной книги младшешкольников в нескольких поколениях. Повесть уверенно чувствует себя в топе лучших  художественных книг, написанных про собак, ловко обходит конкурентов счастливым финалом и от лица бездомной дворняги проращивает такой рокамболь в человеческой душе, что, утерев глаза от слез, вдруг понимаешь, что мир сделался капельку лучше и добрее.

Российские читатели «Собаку Пса» осваивают давно и достаточно усердно, явно превосходя количеством обращений представителей театрального дела. В истории Новосибирского театра кукол, к примеру, драматические приключения четвероногого подростка появились впервые и, что прекрасно, с «лица необщим выраженьем». Режиссерский почерк, подход к материалу, да и нетривиальный выбор названия позволяют спектаклю стоять особняком среди бодро-наставительных сюжетов анималистического репертуара. В водовороте привычных нашему театру вечно счастливых зверушек и людей «Собака Пес» действительно предстает существом иного порядка. Его герои не ищут друзей на народной стройке, не интересуются тем, кто сказал «мяу», не запутываются в миллионе по-щучьему-велению-исполняющихся желаний, а в буквальном смысле этого слова борются за жизнь. Может быть, маленькую, никому кроме них не нужную и потому никчемную, но свою. Без заигрываний и сюсюканья Даниэль Пеннак, а вслед за ним и Ролан Боннин поднимают тему социальной ответственности перед «братьями нашими меньшими». Жестокое обращение с животными, человеческие агрессия и равнодушие — вот три постыдных кита, на которых, оказывается, преспокойно держится наш мир, — и весьма неохотно соглашается на смену слагаемых.

История собаки Пса — из разряда «что такое не везет и как с этим бороться». В отличие от тех, кто родился с серебряной ложечкой во рту, главному герою этой несказочной сказки даже деревянного половника не досталось. Выброшенный на мусорную свалку за уродство, он буквально при рождении лишается права на жизнь. Да ещё и с такой циничной легкостью, какую в подлунном мире может себе позволить только человек. Обретает и тут же теряет наставника, который мог бы его избавить от ошибок и бед. Верит тому, кому не нужно было доверять даже при самом плохом раскладе. Неоднократно терпит предательство, собирает тычки и затрещины. Проходит все круги бездомного ада. Обманывается. Учится отвечать зубом за зуб, а глазом за глаз. И с такой отчаянной тоской внутри пытается вырвать у судьбы-злодейки кусочек своего собачьего счастья, что в зале становится сыро от хлюпающих носов. И это не тот случай, когда «детишки плачут, а родители платят». «Собака Пёс»  доносит типичную и правдивую историю с самой непарадной стороны. Попадает в болевые точки точно, почти хирургически, не живописного сюжета ради, а без сомнений пользы для — «вылечить больного», донести, как оно там бывает с другой «хвостатой» стороны.

Впрочем, печальна картина только в смысле растревоженных душ и покарябанных нелицеприятной правдой зрительских сердец. Художественный мир спектакля «Собака Пес» трогателен и прекрасен. Сюжет разворачивается в чудной французской провинции с ее увитыми плющом стенами, узкими улочками и разливающимся соловьем аккордеоном. Страна любви во всей своей киношно-ностальгической прелести, уютная, как старые разношенные тапочки, явленная с бесконечной любовью к деталям и густо распыленной атмосферой. Плетеный коврик под ногами, нежные занавесочки на окнах, диван с полосатым нутром и крохотные бокальчики, должно быть, позвякивающие на стойке бара. Мчит по шоссе пузатое авто. Мелькают, мельтешат бегущие в такт кроны деревьев. Манят путников абризы и огни далекого города.  Из миллиона маленьких нюансов и сценографических деталей складывается подробная вселенная спектакля, ловко воспроизводящая реальную жизнь. Интерьеры, пейзажи, квартиры, приюты, свалки, подворотни, улицы, а в центре — множество лиц — людских и собачьих. Не мультяшных, но созданных в русле натуралистического стиля. Художник-постановщик Анна Бердникова, не жалея фантазии, выводит типажи и породы. Лохматые псины, несчастные кабысдохи, навязчивые шавки, породистые собакены, нескладные кутята вертятся под ногами хозяев, потенциальных владельцев и несостоявшихся спутников жизни, остро ощущая необходимость или наоборот нежелательность своего присутствия.

В союзе человека и собаки нет совершенных линий, их взаимоотношения — работа, трудная и не всегда обреченная на успех. Об этом герои спектакля твердят на все лады. И непременно добавляют: но надо пытаться. Что, собственно, и делают актеры Новосибирского театра кукол, мастерски выдерживая нагрузку «живого плана». На протяжении всего действия они работают на сцене рядом со своими подопечными, и отказ от ширмы и маскирующих приемов становится метафорой той смелости, с которой они берутся за неудобную болезненную тему. Разумеется, юной публике приятнее пережить битву со старухой Шапокляк, чем увидеть собственными глазами вопиющую несправедливость человеческих поступков. И наверняка в зале найдутся недовольные. Но c’est la vie. Беленьким этот мир всякий полюбит. О том, как создавался спектакль и для чего было нужен был этот откровенный разговор, рассказывает исполнитель роли собаки Пса, артист-кукловод Максим Бобоедов.

— Максим, вы впервые работаете на русской сцене с французским режиссером. Какие впечатления? Увидели в иноземном подходе какие-то отличия?

— Это большущий новый опыт. Я очень рад тому, что мне представилась возможность поучаствовать в таком спектакле, и что режиссер не наш, а европейский. Не скажу, что его подход кардинально отличается, но мне понравилось работать с Роланом. У него есть такая особенность — давать свободу и много простора артистам.

— Свободу в плане импровизации?

— Да, мы много импровизировали в своих решениях. Работали этюдным методом, сочиняли, придумывали. Брали отдельные сцены, характер персонажа и разрабатывали.

Допустим, ставили сцену на свалке. Мой щенок там совсем маленький, неуклюжий, но в то же время очень милый. Он восторженно, с широко открытыми глазами и огромным интересом смотрит на мир. Отталкиваясь от этой реакции маленького существа на большую вселенную, мы и начинали фантазировать. И так было с каждой сценой: вот щенок сталкивается с трудностями, вот встречается со злыми людьми, вот находит доброго человека. И с каждого он берет пример, получает опыт общения, обучается, становится в определенном смысле совершение и, наконец, взрослеет.

— Какой он, ваш герой?

— Его зовут Пес. Назвала его так девочка, которая увидела в этой собаке что-то такое родное, что откликнулось в ее в душе. Сразу и не скажешь, какой он. Его характер меняется и формируется на протяжении всего спектакля. Конечно, он появляется на свет глупым маленьким щенком. Делает первые в своей жизни шаги на свалке. Потом идет в город — к людям и своей мечте. Он растет, набирается ума, обрастает новыми чертами характера. Учится подстраиваться под людей и в то же время постигает важную собачью науку — как подстраивать людей под себя: ведь только путем совместной пристройки можно достичь идиллии в отношениях.

— Ваш герой живет во французской Ницце. У него проявляются какие-то особые, чисто французские черты?

— Мне кажется, собаки везде одинаковые, что в России, что во Франции. Гораздо интереснее то, что они очень похожи на людей. Или, как точно подметила наша актриса Ольга Вихорева во время репетиций: «Собаки и люди — это практически одно и то же». В жизни, наверное, это не так, но в спектакле – абсолютная истина. Наблюдая за нашими персонажами-собаками, внимательный зритель обязательно увидит что-то ему знакомое и поймет, что характеры этих животных очень схожи с характерами людей.

— Как бы вы сформулировали магистральную тему спектакля?

— «Собака Пес» — это спектакль о взаимоотношениях между людьми и собаками. В финальной песне наши собаки поют: «Мы знаем, вы счастья хотите, но мы его тоже хотим, и если вы нас защитите, то мы вас всегда защитим!» И это очень актуальная тема, потому что я как человек, который регулярно сидит в интернете, очень часто вижу посты, где люди помогают бездомным животным или спасают братьев наших меньших, пострадавших от рук живодеров. Говорить с детьми о том, что обижать животных недопустимо, нужно с самого раннего возраста. Может быть, тогда и в настоящей жизни конфликт исчерпает себя, как в нашем спектакле. В финале все будет хорошо. И все злые люди станут добрыми.

— Вы считаете, собака может перевоспитать человека?

— Да. Абсолютно.

 

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

 

 

 

 



16.10.20

Большие гастроли для детей и молодежи

С 22 по 25 октября в рамках программы «Большие гастроли для детей и молодежи» в Новосибирском областном театре кукол пройдут спектакли Ставропольского краевого театра кукол.

Гости с юга привезут три спектакля. С самыми маленькими Сорока-белобока поиграет в частушки − потешки, расскажет сказку про «Рукавичку». Спектакли в Комнате Сказок будут идти все дни гастролей.

24 октября юные зрители увидят спектакль «Аистенок и Пугало» по пьесе словацких авторов Л. Лопейской и Г. Крчуловой.

kukol Pugalo

Страшко – пугало, забытое осенью хозяином на поле. Айко – маленький аистёнок, у него повреждено крыло, мальчишки стреляли из рогатки – ранили малыша, он теперь не может лететь вместе со стаей в тёплые края. Но его спасает Пугало, которое хотя и сделано из соломы, но у него горячее, отзывчивое сердце, он способен понять и защитить слабого. Это история о добре, дружбе и верности.

А 25 октября на сцене Театра Кукол – «Гадкий утенок». Наверное, из всех историй, написанных датским сказочником Гансом Христианом Андерсеном, у «Гадкого утёнка» — самый счастливый конец. Может быть, поэтому её так любят и дети, и взрослые. Ведь не только мальчикам и девочкам хочется верить, что Золушек ждут Прекрасные Принцы, а из Гадких Утят вырастают Прекрасные Лебеди!

 

kukol utenok

Это спектакль о том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но надо не падать духом и не опускать руки. И не надо бояться быть непохожим на других. Каждый человек прекрасен по-своему, надо только верить в себя и не отчаиваться. Никогда!

Евгения Буторина

Фото предоставлены пресс-службой Новосибирского театра кукол 

  •  
  •  
  •  
  •  

 



15.10.20

Собачье счастье и немножко ретро

Новосибирский областной театр кукол представил спектакль, где адресованная детям воспитательность сюжета смешана с визуальным лакомством для взрослых.

Октябрь в новосибирской сфере визуальных искусств выдался отчетливо французским: в художественном музее — выставка литографий Тулуз-Лотрека, в театре кукол — Франция в театральном воплощении. Не в кукольном, а именно в театральном — потому что в новейшей постановке театра «Собака Пес» куклы и актеры-кукловоды абсолютно паритетны меж собой.

Современный театр кукол мало-помалу приучил зрителей к тому, что кукловод может не прятаться за ширмой, не зашиваться в черное трико, дабы слиться с задником, а быть на сцене во всем актерском естестве. И живость управляемой им куклы от этого не исчезнет.

Некоторое замешательство это причиняет, пожалуй, самым маленьким зрителям — тем, кому по 3-4 года. От них — да, типичная реакция в стиле «Ой, а тетю видно, она не спряталась». Впрочем, для малышей кукольный театр — часть большого Мира Игры, потому даже их зримость «теть» и «дядь» не слишком уж огорчает. К тому же «Собака Пес» — зрелище, адресованное детям чуть постарше — тем, кому 7-10 лет. В этом возрасте ребенок уже способен воспринимать не только зрелища с гэгами и трюками, но и достаточно неспешные, повествовательные сюжеты, где диалог главнее нарочитых сценографических чудес. А «Собака Пес» — это как раз кукольный роман. К слову, литературность манеры досталась спектаклю по праву рождения: он — сценическое переложение одноименной книги Даниэля Пеннака, которая во Франции уже числится детской классикой.

Они вам не куколки!  

Книга эта яркая, необычная, написанная простым, безыскусным, но цепким к деталям языком — примерно таким, каким мыслят дети. И на эту детскую безыскусность, похоже, попадались сценические интерпретаторы: так, в Красноярском театре кукол пеннаковский мир сделали отчетливо «лялечным», игрушечным. Огромные глаза, милые округлые мордочки кукол, сплошной кавай и ми-ми-ми. Ловушка, думается, еще и в самом русском когнитиве: если в английском мире игровые и театральные куклы разделены на doll и puppet, то у нас все под одним словом «кукла». От кукольного театра неискушенный зритель ждет уютной игрушечности, необременительной красивой ненастоящести. В Красноярске, например, так и обошлись — игрушечно, мило, ярко. Чем дали Новосибирску опять ввернуть свое весомое словцо в споре двух сибирских мегаполисов.

И Новосибирск своего не упустил: в здешней интерпретации «Собака Пес» получился более изысканным и очень-очень французским.

Впрочем, этот результат объективен: у нас этот спектакль поставил Ролан Боннин — русскоязычный, но абсолютно «всамделишный» француз, для которого «Собака Пес» — такая же книга детства, как для нас купринский «Белый пудель» или чеховская «Каштанка». Потому, наверное, и получилось от души и с обилием нюансов, а не так отстраненно кавайно, как у предшественников из Красноярска.

«Нюанс» — тоже, кстати, словцо французское. И в творении Ролана Боннина концентрация нюансов буквально гурманская. История злоключений бездомного песика по имени Пес — это настоящее визуалистское пиршество, где драматизм сюжета уравновешен скрупулезной деталировкой кукольного мира. В этом мире есть на что посмотреть: на сцене живет та Франция, которую титульные зрители спектакля не видели никогда. Зато она знакома их бабушкам и дедушкам — тем, кому сейчас 45-55 лет. Это они играли в Фантомаса в панельных дворах, это им рыдалось и сопливилось в финале фильма «Профессионал», это они мечтали купить папу в лубянском «Детском Мире» по лайфхаку из фильма «Игрушка». В этой Франции лавочки еще не вытеснены «Волмартом» (да ладно, они в ту пору даже их же родным «Ашаном» еще не вытеснены), в этой Франции мчат к Лазурному берегу бирюзовые хипповозки-минивэны «Фольксваген», девочки носят невинные платьица в горошек и не сомневаются в своем гендере.

Не утрачивая кукольных пропорций, персонажи обладают абсолютной, чуть гротескной антропологической точностью: будто смотришь на живых французов 1977 года и каким-то чудом понимаешь их французский язык. Это плоды художнического мастерства Анны Бердниковой, актерской лихости и, разумеется, режиссуры Ролана Боннина. В общем, французская булка в этом мире хрустит куда убедительнее, чем в неуклюжей отечественной песне из 90-х. И даже чем в русском издании книги Пеннака — там иллюстрации скупые, холодные и абсолютно не эмпатичные. Видимо, художник не часто вспоминал, что иллюстрирует книжку для детей 6-10 лет…

От корней, от истоков

Сюжету такая визуальная скрупулезность очень к лицу. Ведь это типичный для французской литературной традиции «роман сиротства». Почти как «Без семьи» Гектора Мало или «Милый чертенок» Сегюр-Ростопчиной. Только вместо мальчика Рэми — не менее эмпатичный бездомный песик, чья малая родина — свалка на окраине Ниццы. Сначала именуемый Малыш, а потом — Пес. Ну да, Пес. Так его назвала обретенная хозяйка — восьмилетняя девочка Пом. Этот счастливый билет песик выхватил в первой четверти повествования, отчего зритель поопытнее тут же насторожится: таких скороспелых хэппи-эндов не бывает, это «ж-ж-ж» неспроста.

И не ошибется. Потому что маленькие девочки в большинстве своем — такие себе хозяйки для собак (и для кошек тоже). Тут сюжет делает весьма жесткий дрифт-разворот. Не то чтобы Пеннак что-то имеет конкретно против восьмилетних девочек. Просто он реалист. И знает возрастные нюансы психологии. И в курсе, что пылкое «Ма-а-ам, па-а-ап, давай возьмем соба-а-ачку, ну пожалуйста-пожалста-пожалста-а-а…» вскоре сменится разочарованием. Потому что, оказывается, с миленькой собачкой надо гулять дважды в день (да, и в дождь тоже), для поддержания милоты ее нужно вычесывать и мыть, а еще у собак (вот же блин!) тоже есть свой эмоциональный график. И постоянно играть они не готовы.

Счастье есть, но это не точно

В общем, разочаровавшись, Пом решила, что ее прежний любимец-питомец — тряпичный лев Лео — он-то попрактичнее будет. Выгуливать не надо, не ест, не какает, для тисканья пригоден 24/7 и вообще по всем статьям крутейший бусенька. В этом возрасте не все дети осмысляют принципиальную разницу между любимой игрушкой и живым питомцем — Ролан Боннин вслед за Пеннаком показывает это и наглядно, и без мизантропии.

Недоумевающий и взревновавший Пес среагировал предсказуемо — дескать, как эта тушка с синтепоном может быть лучше собаки? — и соперника-разлучника порвал, как Тузик тряпку (что в данном случае никакая не идиома, а конкретика). Реакция девочки была бурной и отнюдь не в пользу собаки. После чего в истории Пса следует еще долгая череда событий и знакомств, по итогам которой каждому предстоит выучить свои уроки. Собаке — сделать выбор между миром людей и миром полудикой природы задворок и окраин, где человек — в лучшем случае объект опасливого дистанционного наблюдения, а чаще — враг. Девочке Пом — быстро и болезненно повзрослеть душой. Родителям Пом — научиться воспринимать дочь не сокровищем-имуществом, не драгоценной куколкой, а личностью. Хэппи-энд тут вытачивается из повествования кропотливо и неспешно — без обещаний, что он вообще будет. Для детей помладше этот процесс нелегок (на премьере в момент особо жесткого предательства со стороны людей у одного из пятилетних зрителей случился очень громкий катарсис с ревом), да и у взрослых сердце екнет неоднократно. Почти как на давнем-давнем киносеансе. В далеком и уютном мире, где в «Победе» еще жесткие, грохочущие сиденья из рыжего бакелита, а твои ноги в «корсовских» сандаликах еще не достают до пола.

Фото Виктора Дмитриева

 

 

 



Страницы