Касса работает
10-00 до 19-30
перерыв с 14-00 до 14-30,
 
касса: +7(383) 213-27-35
администраторы:
+7(383) 210-24-83

21.01.21

Лидеры театрального проката: спектакли юбиляры, ветераны и рекордсмены

На старте года «Новая Сибирь» решила обратить внимание на достижения в цифрах и узнать, какие новосибирские спектакли стали долгожителями, а какие и за более скромные сроки «эксплуатации» побили рекорды по количеству показов.

ПУТИ спектакля неисповедимы. Кажется, нет на свете такого режиссера и той артистической труппы, которые мечтали бы о провале и напрасно потраченных усилиях, однако успех постановки и долгую жизнь отнюдь не всегда возможно спрогнозировать. Как и невозможно свести воедино предпочтения публики, на одной сцене желающей видеть деревенских чудиков, на другой — игру в стриптиз, а на третьей — разоблачение мошенников.

Абсолютным рекордсменом театрального Новосибирска можно считать спектакль Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева «Шутки в глухомани», премьера которого состоялась 25 декабря 1996 года. Комедия в постановке главного режиссера и художественного руководителя театра продержалась в репертуаре 24 года, пережила 740 показов, три переезда, множество вводов и при этом не желает сдавать позиции и уходить в запас.

Сцена из спектакля «Квадратура круга». Фото предоставлено пресс-службой театра «Первый театр»

«Шутки в глухомани» — пожалуй, самая востребованная пьеса новосибирского драматурга Игоря Муренко. Трагикомедия о «похоронах по недоразумению» идет на сценах 88 театров России, Литвы и стран СНГ. Однако именно в Новосибирске режиссер Сергей Афанасьев выпустил самый долгоиграющий вариант, открыл традицию менять в пьесе трагический финал на happy and и придумал беспроигрышный ход — угощать зрителей водкой и собственноручно слепленными пельменями.

Сцена из спектакля «Шутки в глухомани». Фото предоставлено пресс-службой Городского драматического театра под руководством С. Афанасьева

«В начале все играли по правде — по какой-то такой жизненной правде, и именно эта правда была смешной, — вспоминает артистка Городского драматического театра Ирина Ефимова, бессменно исполняющая роль Бабы Паши в спектакле «Шутки в глухомани». — А сейчас стали играть по-другому. Получилась какая-то надстройка над правдой, и уже она стала смешной. Сама суть смешного изменилась. Спектакль много и часто менялся. Сначала это было связано с пространством: с маленькой сцены в «Кобре» мы уходили на большую в «Победу», а потом переходили опять на малую — в подвал. Затем начались вводы, и новые люди вносили нечто свое. Каждый артист, вводясь в спектакль, нанизывал свою новую бусину, и уже приходящий следующий осваивал привнесенное его предшественником. Это сразу был импровизационный спектакль. Мы никогда не играли точно по тексту. Сергей Николаевич сразу отмел трагический финал и оставил только интригу, из-за которой и крутится сюжет, — желание Саньки разобраться в отношениях с женой. А феномен этой пьесы, как мне кажется, заключается в любви людей, проживших вместе целую жизнь. Их шалости и чудачества, которые происходят от невозможности, как в юности, высказывать свои чувства, на самом деле поднимают очень важную тему в нашей жизни. Потому что годы идут, а любовь от нас никуда не уходит: ведь любят не только молодые, но и зрелые, и пожилые люди. Желание продолжать говорить о чувствах возбуждает в зрителях ответные эмоции. Публика откликается, расслабляется и начинает дышать вместе с героями».

Сцена из спектакля «Шутки в глухомани». Фото предоставлено пресс-службой Городского драматического театра под руководством С. Афанасьева

За без малого четверть века «Шутки в глухомани» игрались в самом разном пространстве и работали на самую разную аудиторию — от преданных и проверенных временем поклонников до осужденных, отбывающих наказание в ИК (был у ГДТ и такой опыт проведения культурно-просветительских мероприятий). Режиссер «Шуток в глухомани» Сергей Афанасьев честно признается, что ставок на эту пьесу коллектив делал не так много, однако и по сей день билеты на комедию из деревенской жизни разлетаются, как горячие пирожки.

Сцена из спектакля «Только для женщин!». Фото предоставлено пресс-службой театра «Красный факел».

«На пятки» сценам из деревенской жизни наступает брутальный гламур от стриптизеров-сталеваров из «Красного факела». Спектакль под названием «Только для женщин!» впервые был сыгран на большой сцене академического театра  9 декабря 2005 года и недавно отметил юбилейный 500-й показ. В центре сюжета шесть сталеваров, которые, потеряв работу, прожигают жизнь в дешевом баре, пока не решают перевернуть свою жизнь, казалось бы, нелепейшей из затей — созданием собственного стрип-шоу.

Спектакль поставлен режиссером Владимиром Золотарем по популярной пьесе А. Маккартена, С. Синклэра и Ж. Коллара и служит ярким примером того, как коммерческий проект может не только развлекать публику, но и решать вполне художественные задачи. «Только для женщин!» появился в репертуаре «Красного факела» накануне закрытия театра на реконструкцию, наделал немало шума своим необычным содержанием (говорят, уже на первом показе актеры так вжились в роль, что режиссеру пришлось исполнителям напоминать: в стриптизе они все же новички, а не закаленные  пилонами профи), стал кассовым флагманом репертуара в годы вынужденного скитания по чужим площадкам, пережил несколько обновлений актерского состава и до сих пор пользуется невероятным успехом у зрительниц. Дамы, упустившие в кассах театра свой шанс, записываются в лист ожидания за несколько месяцев вперед и на полном серьезе готовы приобретать билеты у перекупщиков (правда, есть ли они в Новосибирске — большой вопрос).

Сцена из спектакля «Только для женщин!». Фото предоставлено пресс-службой театра «Красный факел»

«Успех у нашего спектакля сегодня точно такой, какой был на премьере, и для меня это парадокс, — рассказывает артист театра «Красный факел» Олег Майборода, служащий находчивым сталеваром со дня премьеры. — Я никогда не понимал успеха этого спектакля. В свое время спрашивал у жены: мол, не понимаю фурора в зале. И она ответила мне, что, во-первых, ты не сидишь в зале; во-вторых, ты же не женщина.  С этим не поспоришь. При этом мы не показываем стриптиз в чистом виде. У нас намеки и наметки. У меня вообще танец одевания, а не раздевания. Но успех есть. Наверное, секрет в самой пьесе. А, может быть, в том, что спектакль не стоит на месте. Из старого состава остались только я и Андрей Черных. Все остальные ребята у нас новенькие, вводные. Когда артисты уходят из театра, приходится их заменять. «Только для женщин!» претерпел много вводов, но от обновления состава явно выиграл. Как только в спектакль влилась свежая кровь, у постановки началась новая жизнь».

Сцена из спектакля «Приключения Буратино». Фото предоставлено пресс-службой Новосибирского областного театра кукол

На третьем месте среди поставщиков хитов стоит Новосибирский областной театр кукол. Спектакль «Лесные приключения» в постановке Юрия Кондратьева в этом сезоне отметил четвертьвековой юбилей. 25 лет маленькие зрители с радостью включаются в игру и становятся полноправными героями удивительных историй, происходящих на лесной полянке. Спектакль насчитывает около 500 показов и сейчас играется только на выезде. Самым востребованным спектаклем репертуара на основной площадке является музыкальная сказка «Приключения Буратино». Сюжет, интерпретированный режиссером Ольгой Гущиной, привлекает внимание маленьких зрителей ровно двадцать лет. В активе деревянного мальчика и его знаменитых товарищей более 250 показов.

НОВОСИБИРСКИЙ молодежный «Первый театр» сковал свои главные репертуарные хиты, едва появившись на свет, — в 2009 году. Водевиль «Квадратура круга» и сказка «Молодильные яблоки», поставленные главным режиссером театра Павлом Южаковым, имеют рабочий стаж в более 200 показов каждый и умудряются вписываться в любую площадку: ведь своего постоянного дома у театра по-прежнему нет.

Сцена из спектакля «Квадратура круга». Фото предоставлено пресс-службой «Первого театра»

«Квадратура» — это второй спектакль, который мы выпустили, — рассказывается режиссер Павел Южаков. — Помню, один известный критик выскочил на премьере из зала с красным лицом и криком, как такое можно показывать людям? А спектакль, между тем, оказался жизнеспособным ребеночком. Были периоды, когда спектакль уставал. И я хотел снимать его с репертуара, но артистам всегда было жалко с ним расставаться, и они подтягивались и вдыхали в него новую и новую жизнь. Конечно, с приходом новых актеров спектакль очень изменился, но в основе лежит такая крепкая пьеса Валентина Катаева, что в ней любому артисту очень комфортно. Это праздник актерской игры. И текст, и ситуации, и эпоха, чуть-чуть напомаженная, но очень обаятельная, — все работает на зрителя. Наверное, публике не хватает именно этого жанра. Театр всегда разговаривает с прошлым, но не всегда с точки зрения обвинения. У нас очень смешные герои и ироничный взгляд автора, и узнаваемые отношения. Есть в этой истории такая изюминка, которая привлекает зрителей разного поколения. Для меня тоже удивительно, что спектакль так долго живет. Но, видимо, в «Квадратуре», как и в «Молодильных яблоках», есть энергия того театра, который мы начинали. И я этому рад».

Сцена из спектакля «Очень простая история». Фото предоставлено пресс-службой театра «Старый дом»

В театре «Старый дом» главным долгожителем репертуара стала трагикомедия «Очень простая история». Пьесу Марии Ладо поставил в декабре 2006 года режиссер Сергей Бобровский. Сюжет на первый взгляд незамысловат: двое деревенских молодых людей, Даша и Алексей, любят друг друга. Их отношения, скрытые от строгого надзора родителей, развиваются в хлеву, где живут погруженная в себя корова, самовлюбленный петух, свинья мечтательница, мудрая лошадь и добряк пес. За 14 лет со дня премьеры спектакль был представлен зрителям 208 раз, и до сих пор собирает полный зал, а зритель-рекордсмен посвятил любимой «Простой истории» 28 вечеров.

«Это спектакль, за который мне ни разу не было стыдно, — делится впечатлениями актриса театра «Старый дом» Ольга Кандазис, исполнительница роли Коровы. — Я не слышала ни одного плохого отзыва. Он понятен всем — и пожилым людям, и молодежи. В нем есть над чем подумать, есть над чем посмеяться и поплакать. Это очень трогательный спектакль. Его интересно играть: в этой истории есть судьбы, биографии и персонажи, которые всегда привлекают артистов. Мы почти 15 лет играем спектакль, и почти 15 лет нам кричат: «Браво!» Многие зрители очень эмоционально реагируют и плачут. Представляете, сидят солидные мужчины и вытирают слезы. Это дорогого стоит. И артисты очень ценят такую искреннюю реакцию зала. И никогда не халтурят. В этом спектакле халтурить просто невозможно. История простая, но в то же время философски очень сложная. Дергаешь за ниточку, и выходит пласт за пластом, открывается грань за гранью. Хочется играть и играть, смотреть и смотреть. Очень теплый, атмосферный, светлый спектакль».

Игроки из архива театра Глобус

Главным тяжеловесом репертуара театра «Глобус» статистика утверждает спектакль «Игроки» на малой сцене. Комедию Николая Гоголя, в которой шулер-профессионал пытается обмануть таких же, как и он сам, карточных мошенников, но оказывается на крючке у колоды карт, что имеет характер, роковую красоту и даже собственное имя, поставил режиссер Александр Галибин в теперь уже далеком 2001 году. В 2013 году спектакль пережил полную смену вех и обрел второе дыхание: новый актерский состав, новая позитивная энергия, новая сценическая судьба. Всего в багаже новых и старых «Игроков» 191 показ.

«Спектакль так долго живет по той простой причине, что он был поставлен с большой любовью к театру, к автору и литературе, которая звучит на сцене, — полагает артист театра «Глобус» Максим Гуралевич, работавший как в первом, так и во втором составе репертуарного бестселлера. — В «Игроках» нашлось место таланту и фантазии. Были придуманы такие спецэффекты, которые на момент премьеры просто поражали, да и сейчас вызывают удивление у зрителей. Но главное то, что спектаклю дали вторую жизнь. В первом составе были сила, мощь, опыт, нечто большущее. А новый состав существенно омолодил спектакль. Если сравнить постановку с человеком, то из почтенного возраста он силой волшебной пилюли вдруг шагнул в юность. Возможно, утратил плюсы почтенного возраста, но обрел дыхание молодости и беззаботности. В связи с этим обновился и зрительский контингент».

В афише Новосибирского музыкального театра дольше всех живет спектакль детского репертуара — сказка Павла Вальдгардта «Кошкин дом» по пьесе Самуила Маршака. Со дня премьеры прошло 23 года и 182 показа. Режиссером спектакля выступил Михаил Михайлов, и это вторая интерпретация популярной детской оперы на сцене экс-Музкомедии. Кстати, именно с постановки «Кошкиного дома» в 1962 году началась история спектаклей для детей в Новосибирском музыкальном театре и вот-вот пополнится еще одним сюжетом из жизни кошачьей.

Сцена из спектакля «Ханума». Фото предоставлено пресс-службой Новосибирского музыкального театра

Во взрослом репертуаре НМТ по количеству показов лидирует «Ханума». Премьера музыкальной комедии состоялась 1 марта 2008 года и на сегодняшний день была представлена зрителям 160 раз. Спектакль на музыку грузинского композитора Гии Канчели поставил грузинский режиссер Автандил Варсимашвили. «Ханума» — классическая комедия-водевиль с национальной музыкой, легендами и тостами, полными своеобразного юмора: две свахи — Кабато и Ханума — закручивают историю с женитьбой когда-то богатого, но разорившегося князя Пантиашвили, при этом Кабато хочет быть главной свахой и строит всяческие препоны Хануме, а Ханума считает, что с «той поры, как создан свет, лучше свахи в мире нет».

«Ханума» — тот спектакль, который никогда не скучно играть. От него невозможно устать. Наоборот: каждый раз мы с удовольствием выходим на сцену и доставляем зрителям радость, — рассказывает солистка Новосибирского музыкального театра Елизавета Дорофеева. — Мне как артистке очень приятно петь музыку Канчели и интересно работать в образе Ханумы. Это и национальный грузинский темперамент, и очень непростой характер. С одной стороны, моя героиня — властная женщина, которая добивается всего, чего захочет, с другой, она очень женственная, ранимая и тонкая. И все это прослеживается в нашем спектакле. В Новосибирске, я знаю, идет несколько вариантов «Ханумы», в том числе в драматических театрах, но всякий раз, выходя на сцену, мы видим полный зал и чувствуем любовь нашей публики».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА, Валентина КОПАЛОВА, Екатерины КАСТЕРИНОЙ, Сергея ЖИГАЛЬЦЕВА и из архива театров.

 



13.01.21

«Мнимый больной», «Муму» и международный фестиваль — Новосибирский областной театр кукол объявил планы сезона-2021

Театр планирует осуществить постановку трёх спектаклей, а также провести Второй международный фестиваль театров кукол «Перекрёсток».

Международный фестиваль театров кукол «Перекрёсток» в 2019 году открывало больше театрализованное шествие по улице Ленина.

«Грядущий год дарит надежды на премьерные постановки для различных возрастных аудиторий», — сообщили в театре. В Комнате сказок главный режиссёр Ольга Гущина готовит премьеру «Три кота, или Праздник друзей» для самых маленьких зрителей, а в основном зале режиссёр Ролан Бонинн работает над постановкой сюрреалистической комедии для семейного просмотра «Мнимый больной» по пьесе Мольера. Обе премьеры состоятся в феврале. В дальнейших планах спектакль по рассказу Ивана Тургенева «Муму» в постановке режиссёра из Санкт-Петербурга Натальи Слащёвой.

Завершить сезон Новосибирский областной театр кукол планирует большим праздником кукольников. Второй Международный фестиваль театров кукол «Перекрёсток» откроется 1 июня торжественным кукольным шествием, к которому могут присоединиться все горожане. Первый фестиваль состоялся в 2019 году, в нём приняли участие 16 коллективов из России, Франции, Эстонии, Испании, Белоруссии, Швеции, Китая и Болгарии.

Фото Валерия ПАНОВА

 

 



13.01.21

Итоги ушедшего года подвели в Новосибирском областном театре кукол

Спектакли с ограничениями и онлайн, гастроли и новогодние праздники - в Новосибирском театре кукол подвели творческие итоги 2020 года, а также озвучили планы на год следующий.

Четверть от общего количества зрителей в 2020 году пришлось на посещение спектаклей в новогодние каникулы с 18 декабря по 10 января. За это время более 9 тысяч зрителей увидели 168 спектаклей. Три новогодних представления состоялись на выездных площадках.

Маленькие зрители посмотрели сказки "Маленький Дед Мороз", "В гостях у Морозко", "Емелина Елка", "Снежная Королева". В связи с эпидемиологической обстановкой праздничная интермедия была перенесена в зал и проходила в формате театрализованного представления.

В Комнате Сказок для самых маленьких зрителей были представлены   "Новогодние подарки", концерт "Новогодние затеи" и "Рождественская история (Вертеп)". 

Всего же, несмотря на большой перерыв в работе театра и ограничения по наполняемости зала, в 2020 году спектакли посетили более 36 тысяч зрителей. Еще 3336 человек смогли увидеть спектакли театра кукол на выезде. Всего в минувшем году артисты театра кукол выходили на сцену 486 раз. 

В эту статистику не вошли гастрольные поездки -  в Ставрополь по программе «Большие гастроли» и в Кострому в рамках творческого обмена.  На гастролях состоялись 19 показов.

В 2020 году в связи с пандемией активизировалась работа театра онлайн.  Артисты проводили мастер-классы и читали сказки, в социальных сетях были опубликованы материалы музея театра, на сайте выложены для просмотра архивные спектакли театра и  театральный  журнал для семейного  чтения «Жаконя».

Грядущий год дарит надежды на премьерные постановки для различных возрастных аудиторий. В Комнате Сказок Ольга Гущина готовит премьеру "Три кота или праздник друзей" для самых маленьких зрителей, а в основном зале режиссер Ролан Бонинн работает над постановкой сюрреалистической комедии для семейного просмотра "Мнимый больной".  Обе премьеры состоятся в феврале. В дальнейших планах - «Муму» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Натальи Слащевой.

Завершится сезон большим праздником кукольников -  Второй Международный Фестиваль театров кукол «Перекресток» откроется 1 июня торжественным кукольным шествием, к которому могут присоединиться все горожане.

 



13.01.21

В театре кукол подвели итоги

Закончились новогодние праздники. В Новосибирском областном театре кукол они продлились с 18 декабря по 10 января.

За это время более 9 тысяч зрителей увидели 168 спектаклей. Три новогодних представления состоялись на выездных площадках.

Маленькие зрители увидели спектакли «Маленький Дед Мороз», «В гостях у «Морозко», «Емелина Елка», «Снежная Королева». В связи с эпидемиологической обстановкой праздничная интермедия была перенесена в зал и проходила в формате театрализованного представления.

В Комнате Сказок для самых маленьких зрителей были представлены «Новогодние подарки», концерт «Новогодние затеи» и «Рождественская история (Вертеп)».

Всего же в 2020 году театр посетили 36671 зритель. Еще 3336 зрителей смогли увидеть спектакли театра кукол на выезде. Всего в минувшем году артисты театра кукол выходили на сцену 486 раз.
В эту статистику не вошли гастрольные поездки - в Ставрополь по программе «Большие гастроли» и в Кострому в рамках творческого обмена. На гастролях состоялись 19 показов.

В 2020 году в связи с пандемией активизировалась работа театра он-лайн. Артисты проводили мастер-классы и читали сказки, в социальных сетях были опубликованы материалы музея театра, на сайте выложены для просмотра архивные спектакли театра и театральный журнал для семейного чтения «Жаконя».

Грядущий год дарит надежды на премьерные постановки для различных возрастных аудиторий. В Комнате Сказок Ольга Гущина готовит премьеру «Три кота или праздник друзей» для самых маленьких зрителей, а в основном зале режиссер Ролан Бонинн работает над постановкой сюрреалистической комедии для семейного просмотра «Мнимый больной». Обе премьеры состоятся в феврале. В дальнейших планах - «Муму» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Натальи Слащевой.

Завершится сезон большим праздником кукольников - Второй Международный Фестиваль театров кукол «Перекресток» откроется 1 июня торжественным кукольным шествием, к которому могут присоединиться все горожане.

Евгения Буторина

Фото Виктора Дмитриева

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
630004, г. Новосибирск, ул. Ленина, 22, телефоны (383) 210-24-83, 223-74-45

 

 



13.01.21

Театральный сезон в экстремальном режиме

Газета «Новая Сибирь» рассказывает о том, что произошло в жизни новосибирских театров в уходящем году. 

Самый странный год в культурной жизни Новосибирска подходит к концу, и «Новая Сибирь» по традиции подводит итоги театральных свершений и потерь, которыми ознаменовался 2020-й. Главным событием, обусловившем все произошедшее, стал, конечно, ковид. Сложная эпидемиологическая обстановка нарушила все планы без исключения. К тому же впервые понятие «онлайн» стало не элементом дополненной реальности и делом добровольным, но объективной данностью и едва ли не единственной формой взаимодействия с публикой.

Петерс. Фото Виктора Дмитриева

Со второй половины марта и вплоть до сентября театры города оказались в незавидном положении, когда распоряжением правительства Новосибирской области было строжайше запрещено не только проводить какие-либо мероприятия на зрителя, но и элементарно репетировать в очном режиме. Чтобы логично вписаться в новые условия, театральные команды города, вынуждены были заморозить выпуск премьер и ежедневный прокат спектаклей, и перейти в пространство интернета, где трудились кто во что горазд, лишь бы оставаться в профессии и информационном поле. Освоить виртуальное пространство удалось с переменным успехом, но изобретательности театрального сообщества можно было позавидовать. Театры пополняли медиатеки редкими записями, проводили прямые эфиры и творческие встречи, записывали радиоспектакли, участвовали в заочных фестивалях, читали детям книги по телефону, снимали клипы, предлагали мастер-классы, организовывали благотворительные марафоны в поддержку медиков и даже умудрялись вручать корпоративные премии в формате видеоконференций.

Заметим, все это без профессионального оборудования и дотаций. Лепили из того, что было, что называется, буквально на коленке, и иногда результат превосходил ожидания. Например, клип Новосибирского музыкального театра «Фуета», в котором артисты выделывали антраша на грядках и признавались в любви балету из собственных квартир, облетел рунет резвым галопом и, наверняка, стал для многих поклонников труппы ярким примером преодоления уныния и депрессии в сложившихся обстоятельствах. А в недрах театра «Старый дом» созрел первый в истории области цифровой спектакль под названием «Домой». Его создатели предложили обладателям смартфонов и тому подобных гаджетов прогуляться по Новосибирску (ногами или виртуально) маршрутом Янки Дягилевой. Послушать песни легенды сибирского панк-рока, узнать интересные факты биографии и обнаружить (это уже суровая реальность непредсказуемо вторглась), что дом, где Янка прожила всю свою сознательную жизнь, обнесен глухим забором, который сегодня может означать все, что угодно.

Самой больной точкой исковиженного года стали премьеры. Отнюдь не всем театрам подошел для репетиций Zoom (да и о существовании платформы многие коллективы узнали на изоляции впервые), а те труппы, что выжали из него все возможное, в один прекрасный момент столкнулись с тем, что, сколько видеосвязью не пользуйся, а без личного контакта спектакль на сцене не выпустишь. В итоге осенью город наблюдал как плановые премьеры, так и названия, которые должны были выйти еще весной.

Веселая вдова. Фото Дарьи Жбановой

Театр «Красный факел» один за одним выпустил два монументальных полнометражных полотна на большой сцене: «Дело» по пьесе Сухово-Кобылина в постановке Дмитрия Егорова и «Карьера Артуро Уи» — спектакль Глеба Черепанова по политической параболе Бертольта Брехта. В первом случае речь идет о беспощадной бюрократической машине, которая веками выдавливает из человека человеческое и, несмотря на смену времен и декораций, продолжает развивать бурную деятельность и множить преступления против личности. Во втором случае, на повестке дня оказывается откровенная и кровавая история восхождения «дьявола», читай — диктатора. В изощренном сюмболоне капустных трестов, акций, займов, разорившихся пароходств, непостроенных причалов и бандитских разборок третьесортный гангстеришка выпрастывается из кокона, расправляет крылья и при всеобщем молчаливом невмешательстве принимается топить мир в крови. Объединяет спектакли тот печальный факт, что обе истории удивительным образом резонирует с сегодняшним днем и порождают неконтролируемое поле зрительских ассоциаций. Явленный градус безумия настолько высок, что к новому году «Красный факел» даст зрителю перевести дух и выпустит музыкальную премьеру «Безумный день Фигаро». Пьесу Бомарше в духе нашего времени реинтерпретирует режиссер Денис Азаров, в начале декабря выпустивший премьеру на сцене «Старого дома» и умудрившийся за время новосибирского вояжа стать главным художественным руководителем московского Театра Романа Виктюка.

Что же касается премьеры в «Старом доме», то спектакль Дениса Азарова и драматурга Ольги Никифоровой «ЛЮБЛЮНЕМОГУ» также рождался в продолжительных судорогах ковида, ни раз менял концепцию, жанр, модальность и физическое выражение и в итоге вырос в незатейливый и немного печальный разговор о любви на фоне города и людях, которые так похожи в своих любовях и разлуках, что зритель легко узнает в персонажах самого себя. И все же главным спектаклем сезона для открытой к эксперименту труппы стал «Петерс» в постановке главного режиссера театра Андрея Прикотенко. Скромный по объему рассказ Татьяны Толстой художественный лидер «Старого дома» превратил в параллельную вселенную, где находит себе пристанище все видимое, невидимое и даже трудно представляемое. В центре огромного жизненного шара оказывается маленькая «сострадательная» фигура, тихий мечтатель и фантазер, рохля и «дундук эндокринологический», который жаждет влиться в эту «прекрасную, прекрасную, прекрасную» жизнь, но так и не решается «купить лотерейный билетик». За него это успешно делает творческая команда, превращая до безобразия скучную биографию неудачника в бесконечный калейдоскоп смыслов и мыслей, где случайные сплетения оказываются мозаикой логических событий, неповторимость — иллюзией, а лабиринт препятствий — вполне себе судьбой.

«Первый театр» в уходящем году, оправдывая немного хулиганский статус молодежного, не только с головой окунулся в эксперименты, отправив своих зрителей по «Грибы» вместе с новосибирским режиссером Полиной Кардымон, что сулит весьма пикантный опыт встречи с новой пьесой, но и показал фигу в кармане всем продавцам и покупателям счастья в спектакле Александра Андреяшкина «Теория счастья и свободы (практика неудачников)».

 

Чайка_по имени...Фото Виктора Дмитриева

Перед новым годом зрителей от шестнадцати лет ожидает экшн-антиутопия (что это такое, даже страшно представить) под названием «Неzнайка. Лунный эпизод». Режиссер Павел Южаков и драматург Екатерина Гилева кардинально переформатируют известную повесть Носова и отправят коротышку в канареечных штанах на планету, где его ждет тюрьма, предательство и общество, жаждущее денег и власти. Если на Луну лететь страшно, то можно посмотреть выпущенные в октябре «Мультики» режиссера Георгия Суркова, где все тоже самое только приправлено советским кичем и образцово крышесносным сюром от Михаила Елизарова.

Театр «Глобус» пережил в этом году, пожалуй, самую знаковую перемену. 91-й сезон еще один новосибирский молодежный театр встретил с новым старым директором Татьяной Людмилиной, инициировавшей глубокой осенью экстренное проведение двух театральных фестивалей и пообещавшей во второй половине сезона премьеру мюзикла «Cabaret» («Кабаре»). Для театра это продолжение «традиции выпуска легендарных бродвейских мюзиклов на сцене “Глобуса”», а для публики новый опыт знакомства с режиссером Алексеем Франдетти.

Первую половину нынешнего сезона театр реализовывал планы, сверстанные еще предыдущим руководителем, и выпустил три спектакля — крепкую документалку о женщинах в тыловом Новосибирске во время Великой Отечественной войны («Танго морген, танго пли», режиссер — Анастасия Патлай), ориентированный на тинэйджеров «Доклад о медузе» (и здесь хочется отдать должное режиссеру Ольге Обрезановой: у молодого постановщика пока не получается соблюсти энергетический баланс и справиться с сюжетными объемами литературной основы, зато выходит первой взять в работу прозаические тексты, которые делают биографию и без сомнений отвечают запросам современного юного зрителя) и пластическую версию повести Ричарда Баха «Чайка по имени…» в исполнении артистов Студии пластики.

Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева пережил за время пандемии очередную перезагрузку труппы, кажется, сдвинул с места вопрос с реконструкцией кинотеатра «Пионер», куда авторскому театру завещано переехать через несколько лет, если, конечно, у здания вновь появятся крыша и внутренние интерьеры, и выпустил две премьеры. В декабре художественный руководитель коллектива вместе со своей ученицей Анастасией Неупокоевой представил «винтажную комедию» «Три невесты старика Чмутина» по пьесе Александра Галина «Ретро», в пространстве которой звездам театра удается, как говорится, оторваться по полной, — и для поклонников ГДТ это самый любимый и самый ценный «аттракцион». А в сентябре еще один ученик мастера — Олег Лукашов — живописал «Приключения Айболита и его друзей», произведя на свет очередной среднестатистический костюмированный спектакль с фонограммами и самопродаваемым названием.

Новосибирский музыкальный театр перенес премьеру детского мюзикла, что, конечно, печально, но приобрел шоу-кабаре по мотивам легендарных мюзиклов «Огни большого города» (режиссер — Светлана Цирюк), где труппа с переменным успехом осваивает мюзикловую хореографию и уж точно покоряет новые для себя вокальные вершины, и неувядающую классику. Оперетта Франца Легара «Веселая вдова» взошла на сцену экс-музкомедии в пятый раз (режиссер версии 2020 — Владимир Подгородинский), примерила на свои хрупкие плечики новое либретто и имеет все шансы стать самым визуально эффектным решением мирового шедевра в истории новосибирского театра.

Однако все это обретения. Случились в уходящем году и потери. Пожалуй, самая серьезная неудача постигла театральные юбилеи. Академический театр «Красный факел» готовился вместе со зрителями разменять свое второе столетие и подготовил к круглой дате спектакль «Мой „Красный факел”» в постановке главного режиссера Тимофея Кулябина. Из-за эпидемиологических всплесков, лишивших широкую публику и важных гостей возможности почтить юбиляра своим присутствием, премьера трижды переносилась, пока окончательно не нашла себе место в афише 2021 года. А в рамках юбилейного года театру пришлось ограничиться запуском подземного перехода, тематическим кинофестивалем (трансляция видеозаписей спектаклей на большой экране) и выпуском документальной ленты, что тоже немало и потребовало серьезных ресурсных вложений.

Обошелся без юбилейного вечера и Молодежный театр «Глобус». Свое 90-летие труппа планировала отметить live-программой под названием «Без десяти сто», сведя на одной сцене историю, современность, музыку, песни, капустник, а также судьбы людей, которые служили, служат и будут служить театральному искусству. Реализовать замысел не удалось по понятным причинам. Возможно, весной тему поднимут вновь, однако, готов ли новосибирский зритель к двукратному увеличению потока культурной информации — вопрос серьезный и открытый. Пока театры с трудом продают в большие залы и обусловленные ограничениями 50 процентов билетов. Изменится ли ситуация кардинально к марту-апрелю — не ясно.

Остались зрители 2020-го и без «Парадиза». Главную, потому как единственную, профессиональную театральную премию Новосибирска благоразумно решили не вручать, ибо перекопанный ковидом год не позволил городским театрам реализовать премьерные планы сезона и наполовину. И, бросься организаторы афишей на амбразуру, сформировать даже видимость конкурентноспособной среды, увы, бы не получилось. Предполагается, что выпущенные еще до локдауна премьеры войдут в конкурсную программу следующего сезона, однако и в этом театральное комьюнити города терзают некоторые сомнения, ибо внутреннему устройству «Парадиза» требуются перемены, а финансовой помощи и продюсерских амбиций на это пока не находится.

Весьма скромной в уходящем 2020-м оказалась фестивальная история театрального Новосибирска и без того сосредоточенная более на нечетном годе. Весной править бал предполагалось «Ново-Сибирскому транзиту» — одному из самых атмосферных и стратегически важных для театров Сибири, Урала и Дальнего востока форумов. Оргкомитет успел презентовать афишу из 18 названий, сформировать солидную судейскую коллегию и даже пообещать всем выход в открытый космос, однако запуск космического корабля перенесли на май 2021-го. Директор фестиваля Александр Кулябин искренне надеется, что календарный сбой не помешает реализовать планы в задуманном объеме, а команда готова работать на полную катушку, чтобы в 2022 году провести еще один фестиваль — в заложенное первоначальным графиком время. Но пока до планового витка дойдет дело, внеплановому фестивальному туру придется составить конкуренцию россыпи театральных форумов, которые на законных основаниях ждут своей очереди и лучших времен, — фестиваль театров кукол «Перекресток», Международный фестиваль актуального театра «Хаос», Рождественский фестиваль искусств ect.

Впрочем, нескольким фестивалям удалось свершиться и без всяких планов и графиков. «Старый дом», «Первый театр» и «Красный факел» объединили усилия для проекта «Внезапно», в рамках которого поговорили об интерпретации классики и новой литературе на примере новосибирских постановочных тенденций, а театр «Глобус» провел ориентированные на профессиональную антрепризу «Новосибирские сезоны». В истории города эти истории вряд ли оставят глубокий след, но тяжелую осень своим движением скрасили, за что почтение и благодарность: собрать зрительные залы в эти дни и увлечь своими идеями — почти что подвиг.

Случились и фестивально-гастрольные выезды. Новосибирский областной театр кукол не только выпустил на стационаре трогательную и атмосферную премьеру из жизни собачей под названием «Собака Пес» (режиссер — Ролан Боннин), но и принял участие в онлайн-фестивале «Соломенный жаворонок в сети», а также успел побывать на гастролях в Костроме. «Первый театр» взял главные призы Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (Санкт-Петербург). И, наконец, «Красный факел», посетил культурные столицы, присовокупив к своим сокровищам «Золотую маску»: показ спектакля «Дети солнца» в Москве проходил под эгидой конкурсной программы Всероссийской театральной премии-фестиваля и принес лауреатство заслуженному артисту России Андрею Черных. Через неделю после объявления результатов «Золотой маски 2020» оргкомитет главной театральной премии страны объявил лауреатов следующего сезона, и в номинантах оказались Новосибирский музыкальный театр (рок-мюзикл «Фома», девять номинаций) и «Старый дом» (драма «Идиот», одиннадцать номинаций) — шикарный послевкусие сложносочиненного сезона и уж точно та самая история, у которой будет продолжение.

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

 



Страницы