ТЕАТРА
Главные премьеры Новосибирска II: музыкальные тайны и некукольные страсти
На повестке театральных ньюсмейкеров — верстка планов на вторую половину творческого сезона. Самое большое количество свежих названий ожидает поклонников драматических команд, однако не остановятся в освоении нового материала и труппы, отвечающие за другие жанрово-видовые горизонты. Мюзиклы с зажигательными джазовыми ритмами, балеты с чувством юмора и нешуточные ирландские страсти закипят с февраля и не остынут до конца весны.
В Новосибирском областном театре кукол ожидается премьера спектакля «Королева красоты из Линейна». Пьесу Мартина Макдонаха интерпретирует режиссер Эльмира Куриленко, яркие образы персонажей создает художник Александра Павлова, а перевод выполнила проректор НГТИ Яна Глембоцкая. Для театра кукол – это первая встреча с драматургией ирландского мастера беспощадно правдивого сюжета. Режиссер же уже выпускала спектакль по пьесе Макдонаха в Учебном театра Новосибирского театрального института, но 4 февраля представит новую трактовку страшной борьбы за счастье авторитарной старухи-матери и ее несчастной одинокой дочери.
Режиссерский прием, на котором строится спектакль, Эльмира Куриленко определяет как «все играют всех или все играют одного» и подчеркивает, что такой подход позволяет символически отобразить глубину и содержательность внутреннего мира одного человека и вместе с тем отражает множественные миры искаженного сознания главной героини. Отсюда и жанровое определение «Королевы красоты» ‒ split-драма-фарс, в котором изначально заключено расстройство множественности личности, служащее неверным фокусом построения повествования.
«Королева красоты из Линейна» ‒ логичное продолжение разговора о семейных отношениях, начатый в Новосибирском театре кукол спектаклем Эльмиры Куриленко «Похороните меня за плинтусом». Однако в случае сюжета Макдонаха действие происходит в ирландской деревушке, а абьюзивные отношения становятся обоюдоострым оружием в руках воюющих на одной кухне сторон. «Противостояние двух женщин в пьесе мы показываем, как символ, свойственного человеку эгоизма в отношениях с близкими, ‒ рассказывает режиссер спектакля Эльмира Куриленко. — Каждый хочет построить свое счастье. Мать хочет удержать дочь подле себя любой ценой в страхе перед одиночеством в доме престарелых, а дочь хочет построить свою семью, успев “запрыгнуть в последний вагон” своего женского счастья. Чем закончится такой “любовный треугольник”? Какова судьба влюбленных, расстававшихся на 20 лет? Что будет делать “третий лишний”? Кто он? Или она? И мать хочет быть счастливой, и дочь хочет быть счастливой, и её возлюбленный хочет быть счастливым. Это история в том, что в погоне за собственным счастьем, в плену своего эгоизма, мы можем разрушить не только счастье родной тебе души, но и, заигравшись, уничтожить собственную жизнь».
Новосибирский театр оперы и балета, посвятивший первую половину зимы камерным операм, в начале нового года сделает ставку на балет. И об этом в последние дни не слышал разве что ленивый: как в региональных, так и в федеральных СМИ прошла информация о том, что в апреле 2022 года запланирована премьера балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» в постановке Владимира Кехмана. По данным из открытых источников, одиозный худрук (для НОВАТа с формальной приставкой «экс) видоизменит постановку Михаила Мессерера, выпущенную в сентябре в Михайловском театре, а заодно и подтвердит делом полученный полгода назад в ГИТИСе документ о получении профессиональной квалификации «преподавателя творческих дисциплин в высшей школе и режиссера музыкального театра».
Однако никакие планы в этом мире не вечны – апрель покажет чей «Конек-Горбунок» в итоге выйдет на сцену бывшего «Сибирского Колизея», пока же в горячем репетиционном режиме НОВАТа находится другой спектакль. 11 и 12 февраля на большой сцене театра состоятся премьерные показы балета «Тщетная предосторожность» на музыку Фердинанда Герольда. Это один из старейших балетов классического наследия, впервые созданный ещё в конце XVIII-го века и до сих пор исполняемый на ведущих сценах мира. У «Тщетной предосторожности» ироничный характер, пара названий, как минимум, три музыкальные версии и множество хореографических интерпретаций. В Новосибирске будет представлена одна из самых ярких пластических версий 1960 года за авторством легендарного британского хореографа, одного из основателей английского балета сэра Фредерика Аштона. Как полагает балетная дирекция НОВАТа, «Тщетная предосторожность» станет для артистов труппы отличной возможностью показать техническое мастерство и актерский потенциал, однако в премьерных показах спектакля будут по традиции заняты и приглашенные артисты: народный артист России Николай Цискаридзе исполнит партию вдовы Симоны, партию Лизы представит звезда мировой сцена Анжелина Воронцова, а партию Колена танцует солист Михайловского театра Никита Четвериков.
Композитор Владимир Баскин на премьере мюзикла «Великий Гэтсби» в театре «Мюзик-холл» (Санкт-Петербург).
В марте свою лепту в парад премьер внесет Новосибирский музыкальный театр. Команда экс-музкомедии представит на суд зрителей мюзикл Владимира Баскина «Великий Гэтсби» по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Постановку спектакля осуществит режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Индейкина. Она известна не только как опытный постановщик музыкальных спектаклей, но и как актриса театра и кино. В контексте «Великого Гэтсби» Наталья выступит также как либреттист. Мюзикл станет ее дебютной работой на сцене НМТ, в то время как другие члены творческой команды уже неоднократно сотрудничали с труппой ‒ поэт Константин Рубинский, художник Елена Вершинина и хореограф Татьяна Безменова. Для Владимира Баскина «Великий Гэтсби» станет седьмым произведением, принятым к постановке в Новосибирске.
Мюзикл по знаменитому роману написан в 2018 году и тогда же впервые представлен на сцене Санкт-Петербургского театра «Мюзик-холл». В основе сюжета спектакля лежит история любви Джея Гэтсби, человека неукротимой жизненной энергии, к очаровательной Дэйзи Бьюкенен, девушке из высшего общества. Ради того, чтобы быть с любимой, честолюбивый главный герой добивается необыкновенного финансового успеха и популярности в обществе. Но Дэйзи выбирает другого, и Гэтсби в погоне за миражом проигрывает суровому материальному миру, а непредсказуемый фатум приводит к трагическому финалу.
История американской мечты и ее краха, гремучая смесь элегантного стиля «богатых и знаменитых» и «ревущих двадцатых», бунтарская и свободолюбивая «эпоха джаза» и воплощенный рок. «Для меня работа была очень сложной, думаю, самой сложной на сегодняшний день, — признается петербургский композитор Владимир Баскин. — Чем больше я работал над материалом, тем больше понимал, что в этом романе спрятана какая-то невероятно притягательная тайна. Именно она заставляет миллионы почитателей этого произведения уже почти век обсуждать и обожать героев повествования. Музыкальный язык в этом мюзикле очень непростой. С одной стороны, я старался отразить стиль ар-деко и эпоху джаза. С другой, хотелось приблизить это время к современности: ведь главные темы крайне актуальны для нас именно сейчас ‒ любовь и одиночество, настоящие и мнимые ценности, гибель идеалов и надежд».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото предоставлено Новосибирским областным театром кукол и Санкт-Петербургским театром «Мюзик-холл»