ТЕАТРА
Карантинные «каникулы»: показы только для своих
Театры Новосибирска работают над премьерами, увидеть которые зрители смогут только после карантина.
Городское театральное сообщество приняло консолидированное решение не испытывать судьбу и закрыть двери для зрителей на короткий период. Для публики это означает, что с 23 марта по 10 апреля получать театральные впечатления можно только в режиме интернет- и телевизионных трансляций. Для артистов — кропотливая репетиционная работа над спектаклями, которые зрители смогут увидеть после того, как город вернется в привычный ритм.
Первым к смене репертуарных вех подошел театр, отмечающий в этом сезоне вековой юбилей. В Международный день театра — 27 марта — «Красный факел» представляет премьеру гангстерского фарса «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольта Брехта. Публичная премьера переносится на 11 апреля, но генеральный прогон на узкий круг профессионалов все-таки состоится.
Репетиция спектакля «Карьера Артуро Уи» («Красный факел»)
«Карьера Артуро Уи» обещает стать одним из самых густонаселенных проектов большой сцены. В пьесе более тридцати персонажей, поэтому в спектакле занята большая часть труппы. В заглавной роли зрители увидят Андрея Яковлева — артиста, вплоть до конца прошлого сезона слывшего звездой Городского драматического театра, а ныне выступающего «темной лошадкой» юбилейного «краснофакельского» забега и впервые задающего тон премьере, предполагающей внимание со стороны пяти сотен зрителей.
Пьеса Бертольта Брехта задумана в Соединенных Штатах в 1935 году, а написана уже в 41-м в Финляндии. От американского вояжа немецкий драматург взял место действия — Чикаго — и «гангстерское облачение». А вот ключевой сюжетный финт — стремительный взлет из грязи в повелители миров мелкого, трусливого авантюриста и шантажиста — апеллирует к нацистской Германии и покорившей ко времени создания «Карьеры» всю Европу партии под руководством художника-недоучки и возомнившего себя Наполеоном шпика Адольфа Гитлера.
«Карьера Артуро Уи» («Красный факел»)
Артуро Уи — мелкий гангстер и мошенник средней руки, чей ничтожный масштаб личности раздувают его соратники, возымевшие планы сорвать на его жалкой, но податливой персоне большой куш. Шаг за шагом они проталкивают героя к захвату власти над Чикаго. Шантаж, поджоги, убийства — они не останавливаются ни перед чем. И вот уже Артуро Уи, отрепетировав речь, осанку, жесты, подобен шекспировскому герою — и одного города ему становится мало. Сквозь нарастающую атмосферу ужаса просвечивают реальные исторические события, жутко раскрашивается кровью и яростью путь от недочеловека к сверхчеловеку, грохочут аллюзии к веку нынешнему, оживает не оставляющий надежду паноптикум. И все же в спектакле «Красного факела» центральной становится не политическая, а человеческая тема. Что толкает человека сделать целью своей жизни стремление быть самым успешным и влиятельным? Ответ на этот вопрос вместе с труппой новосибирского театра ищет московский режиссер Глеб Черепанов. «Эта тема современна как никогда, — утверждает создатель новой версии «Карьеры Артуро Уи». — Мы сейчас на бытовых примерах видим значимость подобных целей — ты все время должен показывать, что у тебя все замечательно, у тебя нет провалов, только победы — одна за другой. Ты лучше всех. Люди ради недолговечного успеха готовы идти по головам, подставляя других, предавая. И Артуро Уи — прямое выражение этого психоза. Почему это происходит, откуда берется? Эти вопросы меня волнуют».
«Карьера Артуро Уи» («Красный факел»)
Историю превращения посредственности в хозяина положения Глеб Черепанов ставит как яркий площадный аттракцион с отменным юмором и музыкой. Оригинальное музыкальное оформление спектакля осуществит новосибирский композитор Максим Мисютин. Художником-постановщиком выступит Фемистокл Атмадзас.
«Старый дом», успев отыграть перед карантином премьеру спектакля «Цемент», сосредоточился на репетициях «Петерса». Спектакль по одноименному рассказу Татьяны Толстой ставит главный режиссер театра Андрей Прикотенко в тандеме с художником Ольгой Шаишмелашвили. После масштабных «Идиота» по Достоевскому и «Социопата» по Шекспиру обращение к камерному тексту воспринимается как новый этап творческого пути, в рамках которого мастер трансформирует свой театральный язык, метод и способ высказывания.
Рассказ «Петерс» написан в 1986 году и относится к раннему периоду творчества Татьяны Толстой. Главный герой произведения — очередной петербургский мечтатель, «застрявший» между реальностью и своим вымышленным миром.
Неприбранная, непричесанная действительность, прорисованная писателем с язвительным вниманием ко всем шероховатостям, трещинам и теням, провоцирует читателя воспринимать Петерса как маленького обиженного человека, эдакого Акакия Акакиевича нашего времени, однако автор настаивает на другой трактовке. «Я пишу не о маленьком, а о нормальном человеке. Бояться, мечтать, сомневаться, не понимать. Страдать, тешить себя иллюзиями, любить, завидовать, браться не за свое дело, врать, надеяться — это все нормально», — утверждает Татьяна Толстая.
В новосибирской интерпретации «Петерса» актеры театра «Старый дом» раскроются не только в драматическом плане, но и в совершенно новом амплуа. Инструментами их превращений станут пространство, время и собственные индивидуальности. Любимые артисты проведут зрителей спектакля через ХХ столетие, чтобы оказаться в нашем времени и по-настоящему всмотреться в почти вековую жизнь Петерса, обаятельного неудачника и тайного выдумщика альтернативных миров. «Спектакль «Петерс» для меня — ход в другую сторону, мой поиск чего-то нового и неизведанного в театре, — рассказывает режиссер Андрей Прикотенко. — Есть рассказ всего на девяти страницах, который будет превращен в большой спектакль. Каким образом — пока загадка. Есть манящая лирика, замечательный язык Татьяны Толстой, есть много обаятельного внутри самой истории, но все, что можно было бы применить из собственной практики, абсолютно несостоятельно, и в этом главный вызов и радость новой работы».
Премьера «Петерса» назначена на 20 мая. Подсмотреть за репетиционным процессом креативная команда «Старого дома» предлагает 7 апреля в режиме онлайн. Преодолеть социальное дистанцирование поможет и медиатека театра. В открытом доступе на официальном сайте театра представлен масштабный контент — видео десяти архивных спектаклей, записи читок пьес фестиваля «Любимовка», эскизов лаборатории «Актуальный театр», лекций, встреч и образовательных мероприятий. Для тех, кто уже осилил видеофонд, приготовлен отличный бонус — трансляции спектаклей, записи которых будут доступны только во время показа.
28 марта к зрителям возвращается легендарная «Трилогия» в постановке итальянского режиссера Антонио Лателла. 4 апреля придет время документального спектакля «Пыль», а 9 апреля в эфир вновь ворвется «Sociopath/ Гамлет». Не обойдется и без виртуальной премьеры: с 31 марта в сети появится индивидуальный спектакль-променад «Домой», посвященный Янке Дягилевой, чье творчество оказало влияние на целое поколение литераторов и музыкантов. Для путешествия необходимы программа считывания QR кода, гаджет с работающей видеокамерой и наушниками и инструкция. «Домой» — коллаборация лаборатории международного фестиваля актуального театра «Хаос» и «Студии 312». Благодаря режиссеру Михаилу Патласову, драматургу Алине Шклярской и медиахудожнику Марине Блиновой зрители смогут отправиться на индивидуальную виртуальную прогулку по следам Янки Дягилевой. Специально для проекта творческая группа спектакля собрала эксклюзивные воспоминания тех, кто лично знал Янку, и тех, кто вдохновлялся и вдохновляется ее творчеством до сих пор. Путь начинается у театра «Старый дом» и заканчивается у дома легенды советского андеграунда. Зрителям предстоит буквально пройти по городу проторенными Янкой дорогами и, опираясь на рассказы очевидцев, а также стихи и песни легенды отечественного панк-рока, пережить трансформацию канувшей в Лету эпохи.
Репетиция спектакля «Приключения Ивана Поролонова»(Новосибирский областной театр кукол)
Новосибирский областной театр кукол, равно как и другие театры города, переносит свои спектакли на май и оставляет для своих самых преданных поклонников возможность встретиться в формате видеозаписей. В архиве представлено шесть спектаклей — от русских народных сказок для детей до комедии «только для взрослых» по произведению Уильяма Шекспира. Пока же вход зрителям в театр воспрещен, коллектив тестирует премьеру для Комнаты сказок — «Приключения Ивана Поролонова» в постановке штатного режиссера Ролана Боннина. Необычный спектакль о цирковом мальчике и его приключениях, в котором вместо слов звучит музыка, а герои похожи на детские рисунки без сложных механизмов, прорисованных художественных образов, даже без глаз и рта. Просто куклы из поролона, которые, кажется, может сделать каждый ребенок. Но оживают они только в руках профессиональных артистов с единственной целью — рассказать смешные и милые истории, в которых есть птицы, комары, умеющий дружить волшебный червячок и, конечно, главный герой — Ваня Поролонов, немного фокусник, чуточку дрессировщик, а главное — веселый мечтатель, с которым постоянно происходят забавные приключения. «Когда рождается сказка, не нужны слова, — уверен режиссер-постановщик спектакля Ролан Боннин. — Из любого самого простого материала можно сделать фантастическую историю, и, я думаю, наш спектакль станет чудесным развлечением для детей и их родителей».
Попытку преодолеть пространство и скоротать в работе время предпринимает и «Первый театр». У труппы нет своей площадки, поэтому трансляции спектаклей в реальном времени невозможны. «Мы не стараемся составить конкуренцию гигантам онлайн-платформ и трансляциям «баварской оперы», — полагает pr-менеджер Новосибирского молодежного театра Валентин Копалов. — Но нам важно оставаться на связи со своим зрителем. Поэтому мы предлагаем нашим зрителям программу записей актуальных постановок и уникальных событий, которые прошли лишь однажды. Это может быть интересно тем, кто когда-то пропустил событие, или тем, кто хочет найти на видео себя».
Спектакль-променад «Время ожидания истекло» («Первый театр»)
27 марта на канале «Первого театра» в YouTube появится запись спектакля-променада «Время ожидания истекло». С 4 по 10 апреля будет открыт доступ к записи спектакля-сторителлинга «Истории великих идей». Далее придет время повторить прошлогоднюю сайт-специфик лабораторию #ВПУТЬ: 2 апреля в сети появится часть «Платонические танцы», 5 апреля — нашумевшие «Точки на Расточке», а 8 апреля прозвучит завершающий аккорд «По дороге».
10 апреля «Первый театр» откроет доступ без ограничений к записи лаборатории «Стенография», участники которой собирали надписи со стен Новосибирска. После длинных вынужденных выходных артисты театра приступят к репетициям спектакля «Мультики» по одноименной книге Михаила Елизарова. Режиссер Георгий Сурков не только транскрибирует на язык театра произведение одного из самых противоречивых современных российских авторов, но и позволит наблюдать за процессом сквозь дебри мировой паутины.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Анастасии Гросс и Ольги Матвеевой