ТЕАТРА
Музыка и авиация, Сибирь и история, фолк-рок и любовь — что Новосибирск увидит в феврале
«ДК» совместно с министерством культуры Новосибирской области представляет обзор мероприятий на февраль.
Все мероприятия запланированы к проведению с учетом действующих на территории региона ограничительных мерах. Однако, в связи с осложнившейся обстановкой, меры могут быть ужесточены.
4 и 22 февраля. Премьера «Королева красоты из Линейна»
Новосибирский областной театр кукол представляет спектакль Эльмиры Куриленко «Королева красоты из Линейна» по пьесе знаменитого ирландского драматурга Мартина Макдонаха в переводе Яны Глембоцкой.
Спектакль решен с использованием режиссерского приема «Все играют всех или все играют одного» — он позволяет символически отобразить глубину и содержательность внутреннего мира одного человека и подчеркнуть множественность сознания героини. Отсюда и жанровое определение — split-драма-фарс. Художник Александра Павлова создала яркие, характерные образы персонажей. Впервые пьеса Макдонаха поставлена в театре кукол. Это позволяет легко, на грани фарса, взглянуть на трагедию и подчеркнуть условность персонажей.
По сюжету, 40-летняя Морин живет вместе с матерью, 70-летней Мэг. У каждой есть взаимные претензии, и конечно, мечта быть счастливой. Сестры Морин давно бросили мать и не желают ухаживать за ней. Две женщины, мать и дочь, методично и привычно мстят друг другу за нарушение личного пространства. Мэг уничтожает личные письма, которые оставляет для Морин возлюбленный, неожиданно вернувшийся из Лондона. Морин в ответ бранит и даже колотит мать. Это спектакль об эгоизме в семье, когда борется между собой любовь к близкому и любовь к самому себе, долг и чувства.
9 февраля. Фолк-мюзикл «Тристан и Изольда».
Новосибирский музыкальный театр
Постановка французского фолк-рок мюзикла «Тристан и Изольда» известного композитора, писателя, артиста и путешественника Алана Симона — это масштабный уникальный международный проект. Впервые в музыкальном спектакле соединилось звучание симфонического оркестра, рок-группы и кельтских музыкальных инструментов, а классический танец перемежается с танцами ирландскими. Постановка мюзикла на сцене Новосибирского музыкального театра осуществлена впервые в России. В проекте принимают участие новосибирская кавер-группа «Красный берег» под руководством Павла Загорского, фолк-инструменталисты Галина Беляева и Алина Мосина, исполнительница на арфе Людмила Мочалова.
История о Тристане и Изольде восходит к старинной кельтской легенде из знаменитого цикла сказаний о короле Артуре. Легенда рассказывает о любви рыцаря Тристана и прекрасной Изольды. Возвращаясь из Ирландии, Тристан везет невесту для своего дяди — корнуэльского короля Марка — ирландскую принцессу Изольду. Но в пути Тристан и Изольда по роковой случайности выпивают волшебный напиток, приготовленный матерью Изольды, который должен был связать любовными узами сердце Изольды и ее будущего супруга. Скованные колдовскими чарами Тристан и Изольда обречены на мучительную преступную страсть, уготовившую влюбленным множество испытаний.
Сюжет этот на протяжении веков вдохновлял поэтов и музыкантов, среди которых и безвестные монахи, и труверы, и такие мастера, как Вальтер Скотт, Джеймс Джойс, Рихард Вагнер. Неразрешимый конфликт между чувством и долгом, верность и коварство, роковая случайность, приведшая к трагическому финалу, — все это заставляет сердце биться так, будто мы слышим эту печальную историю впервые.
Фото Дарьи Жбановой
13 февраля. Для всех влюбленных в небо: в честь Дня гражданской авиации.
Концертный зал имени А.М. Каца
Небо, музыка и самолеты! «Летная тема» в последние годы стала особо близкой для музыкантов филармонии — с тех пор, как академический симфонический оркестр стал постоянным участником авиационного шоу на аэродроме «Мочище». Новосибирская филармония предлагает вспомнить потрясающие летние авиашоу.
На концерте Вива Авиа симфонический оркестр сыграет музыку, которую традиционно исполняют летом на авиашоу, и каждый фрагмент будет сопровождаться уникальными кадрами из кабины пилотов, демонстрациями фигур высшего пилотажа, пролетами ретро-техники. В концерте также примут участие ансамбль «Маркелловы голоса» и солисты филармонии Владимир Коварский и Кристина Закирова, а также приглашенный солист Алексей Крыжановский.
Фото Михаил Афанасьев
19 февраля. Концертная программа Государственного академического Сибирского русского народного хора «Братство-закон сибирский».
Концертный зал ГАУК «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ»
В основу программы легла историческая составляющая, связанная с освоением бескрайней, суровой, прекрасной, проверяющей человека на прочность Сибири.
Концертная программа «Братство — закон сибирский» — это сказ о великом пространстве края через трагичные судьбы людей, проживающих назначенное судьбой через конфликт, через единение песней, танцем, музыкой, невольно сплачиваемых одним путем в невыносимых условиях. Наши герои идут в Сибирь по этапу, путь их полон препятствий и долог нестерпимо. Все есть на этом пути: и испытания, и состязания, и мечты. Нет на свете такой другой Сибири, где был бы мир и дом каждому, несмотря на разные чины. Лишь бы был душою Человеком.
«Братство — закон сибирский» — это признание в любви к родной земле, восхищение ею, той, которая приняла, сохранила и вырастила людей из разных сторон и сословий, сформировала то, что мы сегодня называем сибирской ментальностью. Это гимн Сибири как части великой России — сильной, мощной и любящей своих сынов и дочерей.
22 и 23 февраля. «Анна Каренина»
Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом»
Что сегодня означает знаменитая фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? В свое время Льва Толстого пугали прогресс и разрушение традиционных моделей поведения. Но именно на этом фоне он создал одну из самых захватывающих историй любви и смерти. В спектакле Андрея Прикотенко (он же и автор нового текста) сюжет невероятной чувственности и интимности прорастает современными проблемами, позициями, болями и одновременно красотой. Сменились мотивы, ритмы и триггеры взаимоотношений людей друг с другом, с миром, с собой. Мы погружены и захвачены соцсетями, нам не скрыться от абсолютной публичности, политика и рыночные технологии не оставляют нас в покое. Но нашу гонку, как и сто лет назад, способен приостановить случай единичной личности. Такой, как Анна Каренина. Такой, которая способна любить вопреки всему. Бескорыстно, самоотверженно, жертвенно и в то же время разрушительно. А значит, вопрос, согласится ли человек обменять свое истинное чувство на привычный покой и универсальное счастье, по-прежнему не исчерпан.
Фото Виктор Дмитриев
25, 26 февраля. Премьера «Плотник»
Молодежный драматический театр «Первый театр»
Режиссеры — Ангелина Мигранова и Родион Сабиров (Казань).
Можно вечно смотреть на огонь, воду и как человек работает. Нейропсихиатры говорят, что действенный способ снятия тревожности — физические нагрузки. Разобрать шкаф или собрать себя по кусочкам? От энтропии — к созиданию, простые действия с быстрым и видимым результатом. Построить дом, посадить дерево — стереотипно мужские задачи. Мы точно знаем, что Иисус и Иосиф были плотниками. Но в спектакле «Первого театра» дом строят женщины. Посмотреть постановку о тяжелом физическом труде — почти медитация, которая прочищает мозг и освобождает душу. Пьеса «Плотник» вошла в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» 2021 г.
26 февраля. «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
Пьеса Островского написана в XIX веке, но, кажется, с той поры мало что изменилось. Красавицу Настеньку выгоняет из дома крестная мать. Она не в силах мириться с молодостью и очарованием воспитанницы. Девушка попадает в семью отставного чиновника Крутицкого, вынужденную нищенствовать и голодать. Казалось бы, появление в жизни Насти жениха открывает для нее новые горизонты, но… Деньги — стихия, которой подвластен человек. Деньги или их отсутствие меняют наш характер, поступки — словом, диктуют свои условия. Сумеет ли Настенька выбраться из нищеты и при этом не потерять себя — расскажет спектакль.
Автор — Александр Островский. Режиссер — Иван Орлов.
Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Спектакль — участник программы «Пушкинская карта».
До 20 февраля. Выставка «Параллели: образы, формы».
Новосибирский государственный краеведческий музей представляет масштабный выставочный проект, посвященный традиционному искусству русского золотного шитья, стал результатом работы кураторов и научных сотрудников Всероссийского музея декоративного искусства (Москва). У жителей и гостей Новосибирска — уникальная возможность увидеть проект первыми в России. На выставке представлены работы как безвестных мастеров, народных умельцев, так и профессиональных художников, и модельеров с мировым именем.
Посетители увидят «жемчужины» собрания тканей Всероссийского музея декоративного искусства (г. Москва) — образцы вышивки и кружева, парчи и парчовых платков, традиционных костюмов с головными уборами XVIII — начала XX века и авторский костюм 1960-1980-х годов XX века. Это тщательно подобранная коллекция, где каждый предмет — самостоятельное художественное произведение русского народного искусства.
Среди экспонатов — работы из собрания известного коллекционера и исследователя русского искусства Натальи Шабельской, раппорт занавеса Большого театра 1953 г., работы Вячеслава Зайцева в стиле народных традиций, авторские головные уборы из коллекции «the SHAPKAS» дизайнера Константина Гайдая — уроженца Новосибирска.
Выставка подготовлена в рамках творческого проекта «Ткани — явление художественной культуры России».
До 27 февраля. Выставка «Аристократический портрет в России» (в рамках нацпроекта «Культура») из собрания живописи Государственного исторического музея (Москва).
Для экспонирования в Новосибирском государственном художественном музее были отобраны 40 произведений, преимущественно авторские работы ведущих отечественных мастеров. Это А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, в чьем творчестве воплотились лучшие достижения отечественной национальной школы, сформировавшейся и окрепшей в XVIII веке; ведущий мастер сентименталистского портрета рубежа XVIII – XIX веков В.Л. Боровиковский; блестяще выразивший в своем творчестве своеобразную атмосферу духовной жизни Москвы второй четверти столетия В.А. Тропинин; отечественные виртуозы салонного великосветского портрета, завораживающего живописным блеском, — К.Е. Маковский, И.К. Макаров. Обаянием усадебных галерей веет от портретов княжон Шаховских, исполненных провинциальным портретистом Ф.А. Туловым в 1810-1820‐е годы и происходящих из подмосковной усадьбы Белая Колпь.
Экспонатами выставки также выступают произведения работавших в России немецкого портретиста Франкарта, француза Ж.-Л. Вуаля, британских живописцев Дж. Доу и К. Робертсона, венгра Ш. Козины. Внимание зрителей привлекут созданные в Европе портреты кисти А. Кауфман, Ф. Моллера и других мастеров.
Два самостоятельных информационных видеоряда, сопровождаемых музыкой, дополнят впечатление посетителей выставки от произведений портретной живописи. В них можно будет увидеть фотографические изображения усадебных интерьеров с родовыми портретами конца XVIII-XIX веков — имений Марфино, Большие Вяземы, Ольгово, Волынщина, Петровское и др., а также увеличенные фрагменты картин из коллекции аристократического портрета Исторического музея.
Иллюстрации предоставлены министерством культуры Новосибирской области.