ТЕАТРА
Чистый праздник
Новосибирский областной театр кукол представил спектакль «Мойдодыр» к 100-летию публикации популярной сказки
Никогда прежде Новосибирский областной театр кукол не ставил спектакль по пьесе Корнея Чуковского «Мойдодыр», хотя уже давно в афише есть «Айболит» и «Чукоккала» (по произведениям «Телефон», «Тараканище» и «Бармалей»), но тут случай особый — век назад, в 1923 году, пьеса была впервые опубликована в издательстве «Радуга». Современным детям такие встречи с отечественной классикой нужны как некий национальный культурный код, уверен директор НОТЕКа Юрий Горлатых. «Мойдодыр» пополнил копилку премьер сезона, которые театр кукол создавал при поддержке министерства культуры Новосибирской области.
Если учесть популярность произведения у нескольких поколений, то эта постановка в театре — чистой воды праздник. Зрители умиляются умывающимся котятам и мышатам, сочувствуют Грязнуле и с восторгом реагируют на мыльное шоу. Всё по тексту, который многие знают наизусть, но короткая сказка Чуковского обрастает здесь новыми подробностями. Что за неприятный звук — сработал прибор «чистомер», обнаружив в кровати мальчика Грязнулю. Дальше, как известно, «одеяло убежало, улетела простыня…». И появление Мойдодыра «вдруг из маминой из спальни» — тоже неизбежно, как и предстоящая головомойка. На сцене работает энергичная доброжелательная команда помощников Великого Умывальника — пять артистов, так что один день из жизни неряшливого мальчика превращается в озорное приключение с погоней, «бешеной» мочалкой и интеллигентным Крокодилом.
— Вселив жизнь в щётки, мочалки и самовар, Чуковский признавался, что сам радовался как ребёнок, — рассказывает главный режиссёр Новосибирского областного театра кукол, заслуженная артистка РФ Ольга Гущина. — Он мечтал, чтобы полёт его фантазии помог детям развивать воображение и ум, а взрослым — подольше оставаться в прекрасном мире детства. И мы желаем этого нашим зрителям.
В детском спектакле всё важно: и куклы, и декорации, и свет, — художник Ольга Павлушина легко соединяет архаику и современность. И музыка композитора, заведующего музыкальной частью НОТЕКа Владимира Натанзона подчёркивает сюжетные коллизии, перемещая зрителя из одного состояния в другое, когда погоню по шумному городу сменяет променад в прохладной тени парка с цирковыми номерами от Крокодила. Так что и ребятня, и взрослые выходят из зрительного зала с улыбкой на лице — спектакль и заключительное шоу мыльных пузырей дают неожиданное ощущение лёгкости, чистоты и счастья.
Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА