Шрифт A A A
Цвет фона A A A
вернуться к обычной версии
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
8 800 300-49-10 Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30
ГАУК НСО «Театр кукол» | г.Новосибирск, ул.Ленина, 22 puppetsnsk@mail.ru администраторы, касса: 8 (800) 300-49-10
Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное учреждение культуры
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30
Версия для слабовидящих
91 театральный сезон

НОВОСТИ
ТЕАТРА
Касса работает
10-00 до 19-30
перерыв с 14-00 до 14-30,
 
администраторы, касса:
8 800 300-49-10,
210-24-83
 


Что внутри у Колобка: закулисье новосибирского театра кукол

Кукольный театр — волшебное место, в котором хочется побывать каждому ребёнку. Корреспонденты «НН» сходили в новосибирский театр кукол и пообщались там с режиссёрами, бутафорами и актёрами. Они рассказали, как создают сказочный мир, кто «оживляет» марионеток и какую куклу держит у себя в шкафу директор театра.

Начальник бутафорского цеха новосибирского театра кукол, заслуженный работник культуры России Надежда Волкова предлагает нам начать с теории.

Надежда Волкова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Оказывается, театральные куклы делятся на несколько категорий, каждая из них имеет своё название. 

Самые известные куклы — перчаточные: их надевают на руку. Это, например, традиционный Петрушка или Хрюша со Степашкой из «Спокойной ночи, малыши».

Планшетные куклы используют, когда представление дают на столе, на полу или другой поверхности.

Тростевыми куклами актёры управляют снизу, скрываясь за ширмой, которую в театре называют «грядкой».

Плоские силуэты нужны в постановках театра теней.

Ещё есть ростовые куклы, их можно увидеть в уличных представлениях.

Самая сложная кукла — марионетка. Ею управляют с помощью ваги — специальной деревянной конструкции, к которой привязаны веревочки. Они могут быть очень длинными — несколько метров. Классический марионеточный спектакль исключает видимость человека — нужно создать иллюзию, что кукла на верёвочках двигается сама.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Пока нет спектаклей, творческий процесс кипит за кулисами. В театре работают больше сотни человек — декораторы, художники, бутафоры. В их кабинетах-мастерских пахнет чем-то сказочным. Запах, знакомый с детства.

Бутафор Любовь Короткова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

«Многие технологии используются уже не первый век. Сначала голову куклы лепят из пластилина. Эту болванку разрезают на две части и заливают гипсом. Потом получившиеся формы обкладывают изнутри папье-маше. Чем больше „актёр“, тем больше нужно на него бумажек», — рассказывает художник-бутафор Зинаида Федораева.

Зинаида Федораева. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Механика-конструктора Юрия Юрьевича Юрина в театре называют гением кукольной инженерии. Вот уже 25 лет он «оживляет» куклы, придумывая для них сложные механизмы. После того, как заготовки побывают на столе у мастера, они начинают двигать руками и ногами, моргать и открывать рот.

В руках у механика — череп козла. Со стороны кажется, что происходит какой-то магический ритуал.

«На самом деле голова козла сделана из папье-маше. Всё это, конечно, стилизация. Видите, вы даже подумали, что это настоящий череп!» — смеётся Юрий Юрьевич.

На входе в бутафорский цех нас встречает огромная голова бабушки из спектакля «Похороните меня за плинтусом». Её тело стоит в подвале. На самом деле это обычный холодильник. Когда начнётся спектакль, голову бабушки прикрепят к телу-холодильнику, привяжут к нему руки в виде змей и вынесут всё это на сцену.

Художник-бутафор Анна Гуляева готовится к спектаклю «Кошкин дом». Механики уже собрали внутреннюю конструкцию будущей куклы-свиньи.

«Вот у нас голова есть, ножки подвижные. А теперь я по чертежу выстригла ей из поролона тело. Потом соберу эту хрюшку и буду обшивать её тканью. Она у нас будет такая вся в розовом платье и с розочками на голове», — рассказывает художница.

Анна Гуляева. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

По пути в следующую мастерскую мы встречаем директора театра Юрия Горлатых. Он очень весёлый и похож на доброго сказочника. Идём к нему в кабинет, и директор достаёт из шкафа усатого мужчину в очках и бабочке.

«А это я! Здравствуйте! Коллеги сделали мне эту куклу в подарок. Я её достаю, чтобы поднять себе настроение», — говорит Юрий Александрович.

У главного хозяина кукол есть и свои любимчики — гномы из «Белоснежки».

«Когда была пандемия, наш театр остался без зрителя и на душе было пусто. Спускаюсь я однажды в подвал, а там семь гномов на меня смотрят. Они такие радостные, весёлые — просто чудо! И я тогда успокоился, поверил, что всё у нас будет хорошо», — рассказывает директор театра.

Юрий Горлатых. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Мы направляемся в столярный цех, и нос начинает приятно щекотать запах свежей стружки. Виктор Бурмистров раньше собирал мебель для людей, а теперь делает домики для кукол. В столярке сейчас строят жильё для героев спектакля «Муму».

За 86 лет жизни театра кукол его постановки посмотрели миллионы зрителей. Среди долгожителей — спектакль «Лесные приключения». Он идёт на сцене уже 25 лет.

Многие герои уже отыграли свои пьесы и теперь живут в театральном музее. Он здесь появился в 1964 году благодаря Александру Корытному, который много лет был главным художником новосибирского театра кукол.

Самый пожилой персонаж в музее — дед-отшельник. Он «играл» в спектакле «Чёртова мельница» в 1956 году. Среди ветеранов есть и кукла Алладина 1957 года выпуска.

Сейчас в спектаклях часто используют ноу-хау. В конце лета зрители увидят киберспектакль «Атака в сети». Руководит постановкой режиссёр театра Ролан Боннин. Мсье Боннин родился во Франции и большую часть своей жизни провёл там.

«Мы волнуемся о проблемах детской безопасности в интернете. Поэтому придумали такую историю про машин и людей. Это спектакль для детей от шести лет. Премьера назначена на 28 августа», — сообщает Ролан Боннин.

У самых маленьких зрителей знакомство с куклами проходит в Комнате сказок. Там нет кресел, дети сидят на полу, на разноцветных подушках.

Для малышей в театре есть свои правила. В зрительном зале нельзя играть в игры на телефоне, шуршать бумажками от конфет и разворачивать булочки, чтобы не мешать артистам и соседям. А ещё в театр лучше всего приходить за 30 минут до начала спектакля, чтобы успеть посмотреть выставки в фойе и сходить в кукольный музей.

 

Подпишитесь на новости
Наши партнеры:
ГАУК НСО «Театр кукол» | г.Новосибирск, ул.Ленина, 22 puppetsnsk@mail.ru администраторы, касса: 8 (800) 300-49-10
Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30