ТЕАТРА
Коробочка для Муму
В Новосибирском областном театре кукол репетируют спектакль с участием глухих артистов
Создатели проекта, актёры театра Яна Трегубова и Дарья Савина, готовят спектакль «Муму» с участием непрофессиональных артистов — слабослышащих и глухих людей. Специально ради этого в столицу Сибири прилетал президент Международного фестиваля театров кукол «КУКАRT» Давид Бурман (Санкт-Петербург). Режиссёр и продюсер провёл несколько дней в Новосибирске, работая с командой проекта «Живой жест» и запуская механизм рождения спектакля. Пока Александр Шец (Герасим) метёт пол в репетиционном зале, осознавая, что эта метла и есть главная ось его существования, Ангелина Пискунова (прачка Татьяна) осваивает пластику картонной Муму, помахивая хвостом.
— Мы занимались четыре дня — прогресс фантастический. Ребята очень легко включаются, они подвижные, живые, — говорит Давид Бурман. — Это доверие сложилось благодаря Яне и Даше. Артисты социализированы, их восприятие жизни совершено адекватно, они учатся в социальном институте НГТУ и педагогическом колледже. Нам важно было выстроить объяснение тому, как эта сценическая история пересекается с их реальной жизнью. Другое дело — зритель, на спектакль ведь придут не только люди из этого сообщества, кому-то может показаться, что наши актёры какие-то не такие. Знаете, мы все в чём-то ограничены — так, оказываясь в другой стране, не понимаем языка или культуры и испытываем сложности адаптации. Мне кажется, наши артисты смогут разрушить эту стену и помогут зрителям понять жизнь людей с ограничениями физического плана.
Давид Бурман помогает Ангелине Пискуновой и Александру Шецу освоить характеры героев.
Как выглядит на языке глухих слово «мама» и чем от него отличается слово «Муму» — несколько таких включений для зрителей помогут освоиться в пространстве немого спектакля. Всех пятерых персонажей — Герасим, Барыня, Татьяна, Гаврила, Капитон — исполняют артисты с ограничениями по слуху, кукол здесь всего три. В некоторых сценах для пояснения действия зазвучит хор в исполнении Яны и Дарьи.
— Мы делаем спектакль при поддержке Союза театральных деятелей. И пригласили в наш иммерсивный театр проекта «Живой жест» глухих и слабослышащих ребят, — рассказывает Яна Трегубова. — Мне очень нравятся эти люди, я занимаюсь с ними театральным делом, сама учу жестовый язык. И у меня такое впечатление, что все они прирождённые артисты: как чувствуют — так и делают.
Обсуждение пройденного проходит за общим столом. Всё сказанное нужно перевести на жестовый язык.
Все декорации спектакля выполняются из картона и крафтовой бумаги — это мир коробочки, футляра, в котором находятся герои. Собаки здесь две — одна из картона, которую Герасим себе придумал, другая — более живая, она появится позже. Маленькая собачка с длинными ушами и преданными глазами влюбит в себя большого и угрюмого дворника. По замыслу создателей и Барыня будет держать в руках куклу — вариант Гаврилы, который призван исполнять её гадостные поручения, принимая на себя весь негатив: мол, она-то, Барыня хорошая, это Гаврила такой-сякой. В повести «Муму» Ивана Тургенева, написанной в 1852 году, герои не свободны, они служат у Барыни, являясь её крепостными, и, хотя уже есть послабления, само крепостное право будет отменено только через девять лет. Смогут ли участники и зрители освободиться от своих оков, каких-то внутренних ограничений, — узнаем в январе-феврале 2022 года, когда состоится премьера.
Увидеть фрагмент репетиции можно на видео Тихона Шутова.
Марина ШАБАНОВА | Фото Евгении БУТОРИНОЙ