Шрифт A A A
Цвет фона A A A
вернуться к обычной версии
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
8 800 300-49-10 Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30
ГАУК НСО «Театр кукол» | г.Новосибирск, ул.Ленина, 22 puppetsnsk@mail.ru администраторы, касса: 8 (800) 300-49-10
Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное учреждение культуры
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30
Версия для слабовидящих
90 театральный сезон

Сальери впервые отравит Моцарта на сцене Новосибирского театра кукол

Новосибирский областной театр кукол открывает сезон знаменитым литературным убийством, которого на самом деле не было никогда. Новую версию трагедии «Моцарт и Сальери», в которой Александр Сергеевич Пушкин когда-то виртуозно и безапелляционно вынес приговор почтенному труженику музыкального пера, представит штатный режиссер театра Ролан Боннин. Визуальный мир спектакля воплотит художник Анна Бердникова, а музыку к знаменитому сюжету сочинит новосибирский композитор Андрей Кротов.

Режиссер-постановщик обещает внимательно следить за тем, как злодейство подтачивает и разрушает гений. Ничего личного ‒ only bysiness. Блистательная, охваченная страстью к музыке Вена, где скипетр каждого монарха опирается на «лиру и меч» и можно «вдоволь слушать певцов и музыкантов, приехавших со всех концов королевства», легко творит себе кумира, но вряд ли выдержит двоих. О зависти как двигателе регресса и пути, с которого, оказывается, так просто свернуть, Ролан Боннин рассказывает в интервью «Новой Сибири».

— Немного неожиданный ход с вашей стороны ‒ перейти от постановки французских авторов, как в прошлых сезонах,  к «солнцу русской поэзии».

— В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал профессионально заниматься театром кукол. И так сложились обстоятельства, что я возвращаюсь к тому произведению, по которому ставил свой дипломный спектакль. Правда, сейчас я смотрю на этот материал с иной точки зрения.

— С какой же?

— Если раньше я думал, что «Моцарт и Сальери» ‒ это про зависть, то теперь понимаю, что это про особенный и непредсказуемый мир творчества. В науке все ясно: там есть законы, которые объясняют, как устроен в мир. А в искусстве нет ни четкой формулы, ни точных правил. Здесь все непредсказуемо. Взять хотя бы талант. Никто не знает, как он появляется и отчего исчезает. Писал человек, писал прекрасные произведения, а потом раз – и стал писать плохие. Почему? Загадка! Но так произошло. И творец теряет уверенность в себе, начинает мучиться, терзаться сомнениями, испытывать депрессию, сходить с ума, что и произошло с Сальери.

— В основе спектакля оригинальный текст Пушкина или пьеса, написанная вами по мотивам?

— Мне не хотелось ограничивать спектакль сюжетом, который нарисовал Пушкин, поэтому я решил провести побольше изысканий в жизни Моцарта и Сальери и добавить эпизоды, которых в трагедии не было. Пофантазировать на тему жизни двух гениев.

Художник-постановщик Анна Бердникова работает над куклой Моцарта

— То есть Сальери в вашей концепции не ущемленная посредственность, но тоже гений?

— Он великий, благородный, лучший из лучших, просто немножко слабый. Не закоренелый злодей, а подлинно трагический герой и прекрасный человек, который однажды вдруг потерялся в безумии. Был светлым – стал темным, печальным, горьким и опасным. И мы вместе со зрителями будем наблюдать его падение. Мы увидим, как Сальери всю свою жизнь помогает другим композиторам, жертвует собой ради других и музыки. У Пушкина это не прописано. Поэт историю Моцарта и Сальери истолковал по-своему, а мы сочиним про этих персонажей чуть-чуть другую легенду.

— С чего у вас начинается падение благородного Сальери?

—  Мы долго думали о том, почему Сальери так ненавидит Моцарта? И пришли к выводу, что когда-то они наверняка были друзьями, искали общества друг друга и считались равными в профессии. Но, видимо, Моцарт совершил какую-то ошибку в их отношениях. Невольно сделал нечто такое, в результате чего отношение Сальери к нему изменилось. Может быть, как это часто бывает в мире художников, Моцарт сыграл с ним какую-то злую шутку. И возникла большая обида, которая не прошла, а имела катастрофические последствия. И не только для блистательного Моцарта, но и для самого Сальери – для его души, которая попала под влияние злого демона.

— Вы оправдываете своего героя?

— Его поступки? Нет. Человек волен сам выбирать свой путь. Можно видеть мир в светлых красках и идти прямой дорогой, а можно не замечать ничего кроме негатива. Но если человек выбирает для себя путь ревности, зависти, цинизма, интриг, ненависти, то его падение неизбежно, как неизбежен и вред, который он причинит себе и другим.

Рождение куклы Оперной певицы в бутафорском цехе Новосибирского театра кукол

— Музыку к спектаклю пишет композитор Андрей Кротов. Почему вам важно добавить имя действующего новосибирского мастера к двум знаменитым на весь мир, но ушедшим сочинителям?

— Музыка должна стать душой нашего спектакля, а не иллюстрацией к сюжету. Конечно, есть произведения Моцарта и Сальери, которые спокойно можно использовать. Но я не хочу слышать в спектакле традиционную нарезку из фрагментов знаменитых сочинений. Я хочу, чтобы Андрей Кротов как представитель академической школы показал нам, как композитор видит, чувствует и ощущает музыку, погрузил нас в тайны музыкального творчества, сделал классику живой. Соединил великие произведения прошлого – не только Моцарта и Сальери, кстати, ‒ нашел следы их влияния в настоящем и создал свое новое произведение. У нас много интересных идей, и мы активно их обсуждаем – и с композитором, и с художником спектакля. Например, в нашем спектакле большую роль играет город. Прекрасные улицы, пышные парики, элегантные костюмы, на фоне которых не только разворачивается жизнь Моцарта и Сальери, но и плетутся заговоры и интриги. Вена – город музыкантов, за который идет настоящая борьба. Сегодня у тебя успех, а завтра провал. И вот уже статуи старых кумиров сброшены с пьедестала. Им на смену назначены новые. Это очень похоже на модную сегодня культуру отмены, когда между творцами и их произведениями встает зритель, который в конечном счете решает исход каждой битвы.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Анны ШИРОКОВОЙ

 

Подпишитесь на новости
Наши партнеры:
ГАУК НСО «Театр кукол» | г.Новосибирск, ул.Ленина, 22 puppetsnsk@mail.ru администраторы, касса: 8 (800) 300-49-10
Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30