ТЕАТРА
Самый первый в жизни
Директор Новосибирского областного театра кукол Юрий ГОРЛАТЫХ — о фестивалях, сюжетных конфликтах и традициях детского театра
Сегодня Новосибирский областной театр кукол летит на всех творческих парусах, поймав свежий ветер фестивального общения, смелых экспериментов и сценического куража. Чем удивит публику Новосибирский театр кукол в новом сезоне? Как интегрирует опыт Международного фестиваля театра кукол «Перекрёсток» в дальнейшей своей деятельности? Об этом и многом другом — наш разговор с директором театра Юрием Горлатых.
— Юрий Александрович, фестиваль «Перекрёсток» в этом году вновь стал большим событием для нашего города — 11 театров из России и зарубежья, «Сибирская школа кукольника», встречи, общение, радость…
— Большое счастье, что сбылось всё, что мы задумали: фестиваль «Перекрёсток» состоялся. Да, у нас выпала из афиши Европа, но международный сегмент был достойно представлен театрами из Таджикистана и Беларуси. Несомненно, самой яркой фестивальной «точкой» стал спектакль «Я — Сергей Образцов» Центрального театра кукол имени Сергея Образцова — это был настоящий подарок публике, да и всем нам, конечно. Я с огромной радостью пообщался с исполнителем главной роли Евгением Цыгановым, он оказался открытым человеком, который, несмотря на усталость после спектакля, согласился прийти на наше финальное мероприятие, чтобы обменяться опытом и просто дружески пообщаться. «Перекрёсток» вновь показал нам всем, что театральные фестивали нужны как воздух, они расширяют творческие горизонты и прокладывают дорогу в будущее. После «Перекрёстка» наш спектакль «Королева красоты из Линейна» позвали в Казань, и там нам зритель рукоплескал стоя, приняв его всем сердцем.
— Получается, что «Перекрёсток» расширил горизонты театра?
— Несомненно. Очень радует, что сегодня в мире кукольников на наш театр начали обращать внимание. Вот сейчас передо мной лежит лист с графиком фестивалей, на которые нас зовут: раньше мы об этом только могли мечтать, сами писали письма с предложениями: включите нас в афишу. А сейчас — восемь предложений, в том числе в Пермь — на фестиваль Макдонаха. И теперь у нас другая проблема: где взять ресурсы? Мы обязательно поедем в Барнаул на фестиваль «Зазеркалье» — они наши соседи, нужно поддержать друзей. Хотим в Чебоксары на «Карусель сказок» и в Пермь, конечно. Мы понимаем, что фестивальная активность — это ещё и история про репутацию театра, будем искать пути финансирования, может быть, попросим спонсоров о помощи, поработаем плотно с бюджетом.
— Последние премьеры говорят о том, что театр взял очень высокую творческую планку. Чем удивите публику в новом сезоне?
— Он обещает быть насыщенным и ярким — мы готовим три премьеры. Наш главный режиссёр Ольга Гущина вместе с художником Ольгой Павлушиной работают над доброй сказкой, известной не одному поколению малышей, о приключениях белого медвежонка Умки. Куклы уже готовы, репетиции идут полным ходом, декорации на финише — одним словом, полный вперёд! Ролан Боннин готовит к выпуску спектакль «Моцарт и Сальери» — творческий полёт нормальный, куклы уже родились. Музыку к спектаклю будет писать известный композитор Андрей Кротов: он приходит на репетиции к Ролану, у них полное взаимопонимание, думаю, что дуэт состоится. Художница Анна Бердникова тоже работает — афиши уже готовы, куклы в процессе. И самым ожидаемым спектаклем нового сезона будет «Щелкунчик» в постановке Эльмиры Куриленко. Это наша большая мечта, наша самая серьёзная ответственность — всё-таки «Щелкунчик» в России больше, чем просто рождественская сказка. Нам немного страшно, но мы верим в Эльмиру Куриленко, которая подарила театру блестящие спектакли.
— Она очень интересный режиссёр — глубокая, мудрая, чувствующая современный нерв.
— Эльмире не интересна «просто история» — ей нужен конфликт, триггер, некая отправная точка, где соединяются воедино герои и сюжетные линии. Она умеет находить в каждом материале точки пересечения с современностью, это её, можно сказать, режиссёрская визитная карточка. Вот и «Щелкунчик» — казалось бы, известная всем история, где реальный мир переплетается с вымыслом, что тут ещё нового скажешь? Но Эльмира увидела в этой сказке актуальность, когда виртуальный мир тесно соединяется с реальностью и трудно понять, где между ними границы. Не буду раскрывать все секреты нашего «Щелкунчика», но даже привычные нам с детства сюжеты обретут новое звучание в режиссёрской интерпретации Эльмиры Куриленко: к примеру, мыши станут компьютерными мышками. Одним словом, её видение «Щелкунчика» лично мне очень интересно — надеюсь, что и наш зритель его оценит по достоинству.
— Знаем, что молодёжь хорошо принимает спектакль «Похороните меня за плинтусом».
— Мы как-то напросились на гастроли в Куйбышев и Барабинск — повезли туда этот спектакль. Рисковали, конечно. Мы знали, что часть нашей аудитории там — это студенты колледжей и техникумов. И да, они были в восторге! Потом организаторы нам сказали: «Мы теперь от вас не отстанем — везите ещё!»
— Мне кажется, что сегодня концепция театра кукол смещается со своей привычной «мимимишной» орбиты...
— Сегодня театр кукол должен будоражить зрителя, ему мало одной красоты. Все мы помним, как к нам приезжал на гастроли Миланский театр марионеток «Карло Колла и сыновья» — показывали очень красивый спектакль с исторически выверенными куклами. Первые 15 минут ты смотришь в восхищении: какие красивые куклы! А потом становится немного скучно — спектакль идёт по каноническим рельсам, ничего неожиданного не происходит. А на наших взрослых спектаклях не заскучаешь, зрителя всегда поджидают какие-то неожиданные повороты сюжетных решений. Мне кажется, что мы движемся в правильном направлении.
— Заметила, что у вас в стеклянных витринах в театральном фойе теперь живут забавные сувениры. Это что-то новенькое?
— В одной из командировок подглядел в Омском театре интересный проект — небольшой магазинчик собственной сувенирной продукции. Хотел внедрить в нашем театре, но долго не получалось, хотя потребность у гостей в таком магазинчике была — всегда же приятно привезти из поездки какую-то вещественную память. А в этом году всё у нас получилось: заключили договор с новосибирской фабрикой игрушек, и они нам сделали несколько перчаточных кукол. На фестивале «Перекрёсток» их разбирали профессиональные актёры — с огромным удовольствием!
— Несмотря на концептуальные эксперименты, театр по-прежнему верен Детству…
— Ко мне приезжали этим летом внуки — очень хотели посмотреть «Атаку Тёмного бота». Но не успели, спектакль по графику только в следующем месяце шёл. Расстроились сильно: как так, мы же хотели? Говорю им: «Давайте на другие сказки ходить будем?» Они мне: «Мы что, дети?!» Семь лет им. Пришли на один спектакль, на второй, всё — влюбились в театр. Да, в театральной сфере к театрам кукол отношение специфическое: ну, понятно, вы же детский театр. Да, детский. Сады и школы — это наши главные «полянки». И маленькие зрители всегда были и будут для нашего театра в приоритете. Театр кукол — самый первый в жизни человека, где он получает представления о добре и зле, окунаясь в волшебный мир сказки. От нашей искренности зависит, полюбит ли ребёнок театр, придёт ли в следующий раз. Мы открыты для смелых творческих экспериментов, но свято чтим традиции детского театра. Мы любим наших детей. И «Про Петрушку», и «Три кота» — это наш подарок детской аудитории. Кстати, этим летом прекрасно отработала наша новая площадка «Летний театр», дети с удовольствием шли на спектакли. И прогулки на теплоходе в компании нашего театра тоже полюбились новосибирскому зрителю.