ТЕАТРА
Не разрушают иллюзию: в Новосибирском театре кукол раскрыли тайны закулисья
Актёры, куклы и зрители. В театре кукол сибирякам рассказали, как создаются спектакли, и кто стоит за волшебством на сцене.
Фото Романа Саликова/Горсайт
Все мы когда-то были детьми… Да что уж говорить, даже будучи взрослыми, мы всё равно где-то внутри себя ещё остаёмся маленькими. Мы продолжаем верить в чудо и в то, что волшебство – существует.
Конечно, самостоятельно для себя мы не можем создать сказку, но у нас ведь есть возможность её увидеть. Для этого достаточно лишь приехать в Новосибирский театр кукол, в котором магия происходит каждый день.
Это волшебное место работает в городе с 1933 года. В течение многих лет театр развивался и совершенствовался – менялись актёры и репертуар, труппы выезжали на гастроли, а талант артистов позволял коллективу стать одним из лучших в стране.
Сейчас репертуар составляют 52 спектакля, из которых 7 – для взрослых. Это «Безумный день или женитьба Фигаро», «Му-му», «Мнимый больной», «Похороните меня за плинтусом», «Королева красоты из Линейна», «Моцарт и Сальери» и готовится показ «Ревизора».
Детские спектакли показывают на двух площадках – в основном зале и комнате сказок. Последняя существует всего пять лет, хотя театр работает уже 90-й сезон.
– Строительство театра шло в 90-е годы в период перестройки. Затянулось оно на долгие шестнадцать лет. Представляете, как было не просто согласовать всё? Не было возможности построить отдельно стоящее здание в центре города и тогда было решено объединить два уже имеющихся помещения, – рассказала заместитель директора по организации зрителей театра кукол Анна Ощепкова.
В зрительном зале можно познакомиться со всеми сказочными персонажами, о которых мы читали в книжках. Здесь посетители могут увидеть спектакли с участием марионеток, тростевых кукол, и кукол с телами-мешками, тела которых наполнены крупой.
– Самые сложные в управлении – марионетки. Их уникальность в том, что кукла должна быть правильно изготовлена, центр тяжести помещён так, чтобы ножки не задирались и делали плавный шаг. У нас один спектакль с такими куклами – «Спящая красавица», – объяснила Анна Ощепкова.
Единственная постановка, в которой используются тростевые куклы – «Безумный день или женитьба Фигаро». Начинается спектакль с появления червячка – он ползёт по ширме и сообщает зрителям о том, что на сцене появятся куклы и актёры, однако если будет видно бугорки – не стоит пугаться, ведь это головы артистов, покрытые беретами в цвет ширмы.
На втором этаже здания раньше были квартиры, но жильцов расселили и теперь там – музей. В нём находятся куклы, которые использовались в спектаклях прежних лет.
Самая старшая кукла в зале – «Старик» 1956 года. Она использовалась в спектакле для взрослых «Чёртова мельница». Её особенность в том, что у неё глазки сделаны в виде стеклянных пуговиц.
– Ещё одна особенность прежних лет в том, что тростевые куклы зашивали в чехлы. Считалось, что зрители не должны видеть приспособление игрушек. У нас некоторые спектакли сохраняют эту традицию. Но был однажды случай, когда после показа «Чебурашки» артисты вышли на поклон с куклами, один ребёнок спросил у мамы, что это за люди. Она ему всё объяснила, и ребёнок настолько расстроился, что начал плакать и кричать, что его все обманули! Поэтому, поклон мы практикуем не всегда, чтобы не разрушать иллюзию, – пояснила Анна Ощепкова.
Другой интересный момент в жизни сотрудников театра произошёл, когда шла подготовка «Сказки о попе и работнике его Балде». Тогда режиссёр задался вопросом, можно ли священнослужителя изображать куклой?
– Я, будучи заведующей литературной частью, отправилась в храм, отстояла службу и обратилась к батюшке с этим вопросом. Он выслушал меня, посмеялся и сказал, делайте что хотите и что в этом нет ничего такого, – поделилась Анна.
Так, взрослые спектакли стали такими же популярными у сибирской публики, как и детские. Но сотрудники театра уверены, что именно такие постановки способны взрослого человека хоть ненадолго вернуть в беззаботное детство.
Автор: Арина Суворова
Агентство новостей ОТС-Горсайт