ТЕАТРА
Магия оживления
https://xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai/17062024-the-magic-of-revival
В центре Новосибирска встретились кукольники России и Азии — чем запомнится фестиваль «Перекрёсток-2024»?
Открытие III Международного фестиваля театров кукол «Перекрёсток» на площади перед зданием НОТЕКа. Фото Валерия ПАНОВА
Свой фестиваль Новосибирский областной театр кукол (НОТЕК) учредил в 2019 году при поддержке министерства культуры Новосибирской области. «Наш “Перекрёсток” — это место встреч и общения, это пересечение разных направлений и форм театра кукол, наконец, географическое положение самого театра. Театр кукол сегодня поднимает философские, глубокие нравственные темы, обращаясь и к детям, и к взрослому зрителю», — говорит Юрий Горлатых, директор Новосибирского областного театра кукол, создатель и художественный руководитель фестиваля «Перекрёсток».
На красную дорожку вышли представители 17 коллективов из пяти стран. Фото Валерия ПАНОВА
Под марш Городского духового оркестра по красной дорожке прошли артисты театров кукол из 11 городов России — Санкт-Петербурга, Перми, Омска, Тюмени, Красноярска, Северска, Барнаула, Липецка и Екатеринбурга; четыре зарубежных коллектива — из Ирана, Китая, Узбекистана и Казахстана; а также два новосибирских инклюзивных коллектива.
Театр кукол умеет удивлять, используя традиции и современные технологии. Фото Валерия ПАНОВА
На «Перекрёстке» свои истории зрителям рассказывали аристократичные марионетки, перчаточные Петрушки, тростевые и планшетные куклы, театр теней и просто предметы. Фестиваль представил разнообразную палитру театра кукол во всех его формах и жанрах. Афишу составили исторические, национальные, современные постановки, уличные представления, моноспектакли и масштабное «Шоу кукол из Китая». 28 показов, почти 5000 зрителей, для участников были организованы мастер-классы, выставки, круглый стол и творческие встречи.
Ферганский областной театр кукол (Узбекистан) в декорациях Новосибирска. Фото Валерия ПАНОВА
Когда узбекские артисты зазывали зрителей на своё представление на площади у театра кукол, звуки карная, трёхметровых медных труб, были слышны далеко за пределами улицы Ленина. В весёлом спектакле «Музыкальная чайхана» Ферганского областного театра участвовали и куклы на шестах, и тростевые куклы, и петухи из платков, и кукла-марионетка. Жюри фестиваля отметило спектакль почётной номинацией «Мастер-кукольник. За сохранение традиционных форм».
Впервые на фестивале работало детское жюри. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Ребята из детского жюри смотрели спектакли, обсуждали увиденное и создавали свои коллажи впечатлений. Их участие в работе фестиваля ценно тем, что этот непосредственный взгляд — голос самого зрителя, ради которого всё и происходит в театре кукол. По итогам фестиваля детское жюри отметило спектакли «Ночь перед Рождеством» театра кукол «Карабаска» (Пермь), «Маршмеллоу» Иранского театра кукол (Иран, Тегеран), «Музыкальную чайхану» Ферганского театра кукол (Узбекистан), «Котёнок на снегу» театра кукол «Старый саквояж» (Тюмень), «Про Ёжика и Медвежонка» Новосибирского областного театра кукол.
Лучшим спектаклем среди российских театров назван «Гулливер в стране лилипутов» Санкт-Петербургского государственного театра марионеток имени Е.С. Деммени. Фото Виктора
ДМИТРИЕВА
Знаменитый спектакль Евгения Деммени 1936 года был воссоздан в наше время режиссёром Николаем Боровковым с куклами художника Николая Кочергина из той самой первой постановки. Маленькие человечки окружают Гулливера, хитрят и строят козни — магия оживления так убедительна, что забываешь про нити, с помощью которых кукловоды управляют марионетками. Спектакль со столетней историей оказывается актуальным здесь и сейчас, не даром он стал «лучшим спектаклем» среди представленных российскими театрами. Отмечен и главный герой — Алексей Мельник, шестнадцатый по счёту Гулливер в театре Деммени удостоен номинации «Лучшая актёрская работа».
Творческая встреча с Фаиной Ивановной Костиной, обладательницей почётного титула «Первой Чебурашки Советского Союза». Фото Виктора ДМИТРИЕВА
С командой спектакля про Гулливера приехала легенда отечественного театра кукол — Фаина Ивановна Костина, народная артистка России (1994 г.), обладательница «Золотой маски» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. 26 июня ей исполнится 85 лет. Самой известной её ролью был Чебурашка в спектакле 1971 года. На творческой встрече Фаина Ивановна рассказывала о своём учителе Евгении Сергеевиче Деммени и Театре марионеток, в котором работает с 1960 года. В спектакле «Гулливер в стране лилипутов» она может заменить любого артиста, кроме самого Гулливера. Пёсик Чапа, которого артистка принесла с собой, совершенно очаровал слушателей. Сделать простую марионетку на двух нитях можно самостоятельно, из обычной длинной бахромы.
Лучший спектакль зарубежных театров — «Земля предков» Мангистауского театра кукол (Казахстан, Актау). Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Шаман на сцене и полное погружение в миф — спектакль «Земля предков» наверняка запомнится зрителям. Надежда Насырова, главный режиссёр Мангистауского областного театра кукол, который находится в Актау, на самом берегу Каспийского моря, искала пьесу на национальную тему, в итоге написала её сама. Эта история о маленьком мальчике, который, спасая своего отца, сталкивается с силами зла, борется со стаей волков…Через горловое пение, звучание бубна, работу с куклой и какие-то ещё невидимые энергии артист Ержан Бигашев, как настоящий шаман, уводит зрителей в те далёкие времена, когда миром правил великий Тенгри, когда люди понимали язык животных. Жюри оценило и работу художника спектакля «Земля предков» Гульнар Канафиной.
Лучшая работа режиссёра — Сергей Черепанов, спектакль «Аладдин», театр «ТОХОТ» (Екатеринбург.) Фото Евгения ИВАНОВА
Теневой театр — одна из древнейших форм, а в спектакле «Аладдин» он соединён с песочной анимацией, что сразу погружает в атмосферу восточной сказки. Наблюдая за развитием сюжета, зрители видят, как артисты работают за специальным столом. Изящные резные персонажи «Аладдина» не просто перемещаются, а двигаются, словно живые человечки. Авторский театр был создан не кукольниками, а художниками, название «ТОХОТ» сложилось из аббревиатуры — Театральное объединение художников, оживляющих тень. По словам режиссёра Сергея Черепанова, этот проекционный стол — их изобретение, и уже есть патент.
Удивительные резные куклы оживают на экране с помощью специальных палочек и проекционного стола. Фото Евгения ИВАНОВА
Фестиваль — это всегда новый опыт и открытия. Сразу после просмотра спектакля участники отправляются за кулисы, чтобы рассмотреть, как это устроено изнутри. На обсуждении член жюри Давид Бурман, президент и директор Международного фестиваля КУКАRТ, отметил: «Директор Новосибирского областного театра кукол Юрий Александрович Горлатых собрал по-настоящему уникальную афишу. И это разнообразие форм существования театра кукол, взаимообмен культур в Новосибирске показывает ценность фестиваля “Перекрёсток”».
Наталья Красильникова и Андрей Тетюрин после спектакля «Ночь перед Рождеством» с куклой Жаконей от организаторов «Перекрёстка». Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Театральную фантазию с участием Гоголя, Пушкина и нечистой силы на фестиваль привёз театр кукол «Карабаска» из Перми. Известный сюжет на сцене наполнен мистическими и волшебными событиями. Тонкий, ироничный и зрелищный спектакль разыгрывают два актёра — Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова, оба они отмечены в номинации «Лучшая актёрская работа». «В финале, когда всё случилось, ты вдруг понимаешь, что это про нас. И очень правильно, что Андрей дарит Наташе черевички, а она ему отдаёт звезду. Настоящий театр всё время удивляет. Спасибо Наташе и Андрею, потому что они обладают этим удивительным даром удивлять», — отметила Нина Монова, член жюри фестиваля «Перекрёсток», театровед, член жюри фестиваля-конкурса «Золотая маска».
Актёр Шервин Дорости в спектакле «Маршмеллоу» Иранского театра кукол (Иран, Тегеран). Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Однажды лев Лафкадио нашёл ружьё и научился стрелять, он стал известным стрелком и получил приглашение работать в цирке. В городе он состриг свою гриву и стал почти человеком, носил костюм и очень полюбил маршмеллоу, но что-то мешало ему быть счастливым… Простая на первый взгляд история (кто в детстве не вырезал фигурки из бумаги?!) на деле оборачивается разговором о поисках себя и собственной идентичности, а ещё о мировых проблемах и глобализме. Шервин Дорости играл на русском языке, хотя и с акцентом, что добавило этой истории иронии и универсальности. Спектакль отмечен специальным призом жюри.
Член жюри фестиваля «Перекрёсток» Эсмаил Шафии и почётный гость Мина Имами (Иран). Фото Виктора ДМИТРИЕВА
«В Иране работают много коллективов в этом жанре. Театр кукол — это зеркало души человека. Нужно использовать возможности театра, чтобы заглянуть в неё. Это поможет всем нам понять себя! Увидеть свой путь, путь своего народа, страны, — говорит Эсмаил Шафии, преподаватель Университета искусства (Тегеран), режиссёр, писатель, переводчик русской литературы на фарси. — Чем ценен нынешний фестиваль? Культура помогает понимать человека, говорящего на другом языке, его суть, его отношение к миру. Так происходит взаимообогащение культур — и именно это нужно нам в современном мире».
В спектакле «Про Ёжика и Медвежонка» Новосибирского областного театра кукол жюри отметило актёрский ансамбль. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Здесь нет кукол в привычном понимании этого слова. История происходит в лесу, всё сделано из натурального дерева. Эти простые предметы становятся частью фантастического мира, где существуют герои философских сказок Сергея Козлова. Муравей тянет свою соломинку-бревно, Ёжик и Медвежонок считают звёзды, бабочка-однодневка машет газетными крыльями, Белка пытается догнать Зайца, а Дятел соединяет всю эту историю в одну партитуру, словно дирижёр большого оркестра. Спектакль в постановке режиссёра Наташи Слащёвой и художника Виктора Клочко (Санкт-Петербург) отмечен за «Лучший актёрский ансамбль» — Вера Долгодушева, Андрей Меновщиков, Александр Николаев, Яна Трегубова.
Диплом за артистизм получает Екатерина Шишкина — исполнительница главной роли в спектакле «Мальчик-с-пальчик» Липецкого государственного театра кукол. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
На награждение Екатерина Шишкина вышла в сопровождении другой куклы — Наденьки, специального корреспондента Липецкого государственного театра кукол. Наденька уже опубликовала в соцсетях родного театра спецрепортажи о поездке в Новосибирск на фестиваль «Перекрёсток», о посещении Новосибирского театра оперы и балета и Большого планетария имени Анны Кикиной.
Спектакль «Кольцо и роза» Арт-театра «Пегая лошадь» (Санкт-Петербург). Фото Виктора ДМИТРИЕВА
«Кольцо и роза» — сложносочинённая сказка Уильяма Теккерея, в которой судьбы героев так переплелись, что даже с помощью феи Чёрная палочка её очень непросто распутать. Актриса Сусанна Оганисян рассказывает эту историю с такой энергией, что невольно заряжаешься и начинаешь сопереживать этим смешным и неожиданным куклам. Арт-театр «Пегая лошадь» впервые участвует в фестивале театров кукол, по признанию режиссёра и художника Андрея Никитинских, команда «Пегой лошади» пока сомневается, можно ли их считать театром кукол. А вот журналисты Новосибирска оценили спектакль и учредили собственный спецприз — «За сценическое воплощение художественного мира Уильяма Теккерея».
Директор Новосибирского областного театра кукол Юрий Горлатых и артисты-кукловоды Алиса Карандейкина и Полина Дмитриева с дипломом за инклюзивную программу.
В номинации «Открытие фестиваля» жюри отметило инклюзивную программу фестиваля «Перекрёсток-2024». Проект стартовал за несколько месяцев до фестиваля. Для людей с нарушением слуха были организованы мастер-классы, выставки, показы спектаклей. На самом «Перекрёстке» в инклюзивную программу вошли девять событий. Своё творчество представили инклюзивные коллективы — «Жили-были» из Линёво и студия инклюзивного искусства «Белый воробей» НГТУ. «Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в мир театра — это очень важно и ценно. Ведь театр помогает развиваться духовно, учит мыслить, воображать и работать в коллективе», — отметил в ходе круглого стола «Тенденции современного инклюзивного театра» Борис Голдовский, председатель жюри, заслуженный работник культуры России, доктор искусствоведения, худрук Московского театра куко
Соглашения с пятью международными коллективами подписал Новосибирский областной театр кукол по итогам фестиваля «Перекрёсток». Фото Валерия ПАНОВА
Церемония подписания состоялась в министерстве культуры Новосибирской области 10 июня. По словам министра культуры Новосибирской области Юлии Шуклиной, самое главное направление культуры сегодня — это партнёрство: внутри системы одного региона, внутри страны и между странами. Соглашения о сотрудничестве подписаны между Новосибирским областным театром кукол и Фондом искусств и культуры «Янгчеон» (Южная Корея), театральной группой «Чайка» (Иран), продюсером, режиссёром театрального товарищества «Ганг» Радж Джог Сингхом (Индия), Ферганским областным театром кукол (Узбекистан), коллективом Научно-исследовательского института кукольного искусства города Янчжоу провинции Цзянсу (Китай).
«Шоу кукол Китая» представил Научно-исследовательский институт кукольного искусства города Янчжоу. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Ярким завершающим аккордом фестиваля «Перекрёсток» стало шоу китайских кукольников. Они представили 13 разножанровых номеров, в которых нашли отражение традиционные виды китайского искусства. Филигранное исполнение и почти полное очеловечивание достигаются большим трудом. По словам Фан Лина, режиссёра, продюсера Научно-исследовательского института кукольного искусства города Янчжоу, артисты репетируют с тяжёлой деревянной куклой по восемь часов в день, оттачивая технику вождения. Одна из кукол (на фото) после шоу была подарена Новосибирскому областному театру кукол — теперь она будет радовать посетителей театрального музея, продолжая этот диалог культур.
Марина ШАБАНОВА |Фото Валерия ПАНОВА, Виктора ДМИТРИЕВА и Евгения ИВАНОВА