Шрифт A A A
Цвет фона A A A
вернуться к обычной версии
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
8 800 300-49-10 Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30
ГАУК НСО «Театр кукол» | г.Новосибирск, ул.Ленина, 22 puppetsnsk@mail.ru администраторы, касса: 8 (800) 300-49-10
Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное учреждение культуры
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30
Версия для слабовидящих
91 театральный сезон

НОВОСТИ
ТЕАТРА
Касса работает
10-00 до 19-30
перерыв с 14-00 до 14-30,
 
администраторы, касса:
8 800 300-49-10,
210-24-83
 


Искусство кукловода: актер новосибирского театра поведал секреты профессии

Корреспондент НДН.инфо побывала за кулисами Областного театра кукол и узнала все о работе актера-кукловода.

В Новосибирском областном театре кукол 9 августа состоялся мастер-класс «Искусство играющих кукол». На нем артист-кукловод, ведущий мастер сцены Александр Николаев рассказал о видах театральных кукол, как ими управлять и как проходят спектакли, а после мастер-класса рассказал журналисту НДН.инфо самые интересные подробности театральной жизни.

За кулисами театра кукол

В здании Областного театра кукол есть свой музей на втором этаже. Там на полках расположись разнообразные куклы. Здесь можно найти и трех поросят, и бабу-ягу, и царевну, и султана, и других героев. Количество кукол удивляет, захотелось узнать, откуда их всех привозят в театр.

 

Оказалось, что кукол ни откуда не приводят, а производят прямо здесь, в самом театре.

«У нас есть свои цеха, главный художник, художники-бутафоры, конструкторы, т.е. полный производственный процесс. Художник обсуждает с режиссером, что тот хочет увидеть в новой постановке и какого вида будут куклы в спектакле. Это согласовывается и приступают к изготовлению», — рассказал Александр Николаев.

Интересно то, что новые куклы изготавливаются к каждому спектаклю, а после того, как спектакль списывают из репертуара, они отправляются доживать свою жизнь на склад. Некоторые используются в музее театра как экспонаты или в качестве показательного инструмента на мастер-классах.

«Не бывает такого, что одна кукла используется для нескольких спектаклей, — прокомментировал Александр. – Во-первых, потому что на каждую куклу распространяется авторское право художника. И вообще, это считается моветоном».

 

Быть кукловодом сложно, нужно уметь «оживить» любой предмет, не только куклу, и уметь через него передать эмоции при этом в теле быть спокойным.

«Есть определенное правило, под ширмой мы все, как говорится, «мертвые». Стоим на месте и не шевелимся. Работаем только голосом через куклу», — рассказывает Александр.

Особенно сложно театралам приходится работать в «черном кабинете», так называют одежду сцены: черные кулисы, черный задний план, которые используют во время спектакля. Чтобы артистов в «черном кабинете» было не видно, они надевают костюмы, перчатки и колпачок с маской-сеткой на лицо из того же материала, что и сцена.

«Существует театральное правило, если ты что-то положил, другой человек не должен это перекладывать, потому что ты можешь вернуться за этим предметом. В «черном кабинете» это сложно найти, потому что там везде приглушенный свет и ты ориентируешься только на ощупь», — приоткрыл секреты артист.

«Был такой случай, когда артист вышел с другой куклой. Сделали две одинаковые собачки, мальчика и девочку, бульдоги. Была общая сцена, он забегает за кулисы, темнота, ничего не видно, берет бульдога, выходит, а в итоге мальчика надо было, а он девочку держит, т.е. вообще другого персонажа. Благо зритель ничего не заметил».

Интересных ситуаций на сцене бывает много и из каждой приходится выкручиваться, импровизировать, в этом и заключается профессия артиста. Александр рассказал еще одну интересную историю:

«У нас на сцене движущиеся тропы. Сцена состоит из четырех полос, каждая полоса может опускаться или подниматься на 60 см вверх или вниз. Был спектакль «Белоснежка и 7 гномов». Белоснежка – это живой план, играет актриса, она пробегает по тропе, уходит, тропа быстро опускается и на сцену выходим мы с гномами. И зритель не понимает, как так, только что прошел человек и тут же вышли куклы. Произошел такой момент, что тропа ушла в блок и не опустилась на полный уровень. Техники побежали перезапускать систему, а нам выходить, у нас песня гномов. И все артисты ползли на четвереньках. Зритель-то не увидел разницу, а у нас там, кто-то — лежа, кто-то — сидя».

 

Как стать кукловодом?

Театр – это сфера, где работают по призванию. Здесь собрались душевные и любящие свою профессию люди. Кто-то приходит из театрального училища, кто-то — из другой профессии, но все находят в театре частичку себя, чтобы потом можно было сказать: «Это точно мое».

«Мой путь в профессию очень интересный. Я всю жизнь работал клоуном-фокусником, ушел в армию и там познакомился с артистами Железногорского театра кукол, они меня позвали работать к себе. После армии я пришел к ним, получил высшее образование, с тех пор я в театре кукол. Работаю уже 14 лет. Мне это нравится. Это, как и фокусы, – работа с предметом, оживление предмета, способность удивить зрителя, рассказать ему, что это живой персонаж», — говорит артист-кукловод.

Случайных людей в театре нет. Это большая и сложная работа. К каждому спектаклю идет долгая подготовка, нужно полностью вжиться в роль и прочувствовать характер персонажа, для этого актеры читают литературные произведения, работают над ролью, изучают своего персонажа, чтобы лучше понять его и показать на сцене.

«Вот, например, у нас есть спектакль «Муму», я там играю главного героя – Герасима, каждый спектакль «топлю собаку». Каждый спектакль реву. Топлю и реву. Там целая история. Хоть это и трагикомедия, он смешной драйвовый спектакль, но финал всем известен. Конечно, к этому спектаклю мы всегда долго настраиваемся. Собираемся, поем трогательную песню, включаем музыку тематическую, входим в это состояние», — вспоминает кукловод.

 

Куклы для взрослых

В театре кукол ставят не только детские спектакли. Взрослым тоже есть на что посмотреть. Для них готовят глубокие драматические спектакли.

«Театр кукол в Европе и за рубежом – это всевозрастное развлечение. Даже если взять нашего Петрушку (Петр Иванович Уксусов) – это взрослый персонаж. Когда с ним выступали на ярмарках, высмеивали власть и шутили на злободневные темы. Это совсем не детский персонаж, лишь со временем его «оребячили», — комментирует Александр.

Взрослый зритель смотрит спектакль более требовательно и больше вдумывается, поэтому рассмешить его уже сложнее. Спектакли для таких зрителей строятся по другой сюжетной линии, с глубоким смыслом. Куклы также отличаются, они имеют более детализированную маску, в лице которой отображен характер и настроение, чтобы зритель смог считать персонажа.

Театр может быть разным и для каждого он свой. В одном спектакле дети могут видеть один смысл, а взрослый – другой. Одно ясно точно – театр — это искусство, а актеры – волшебники, которые его создают.

Анастасия Новоселова

 

Подпишитесь на новости
Наши партнеры:
ГАУК НСО «Театр кукол» | г.Новосибирск, ул.Ленина, 22 puppetsnsk@mail.ru администраторы, касса: 8 (800) 300-49-10
Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30