Театр ощущений прекрасно сформулирован спектаклем "Невидимый слон". Эта постановка номинирована на премию "Парадиз". Литературная основа – рассказ современного детского писателя Анны Анисимовой о маленькой незрячей девочке. Забавные и трогательные эпизоды, которые зрителям предлагают "увидеть" без помощи зрения – с маской на глазах. Сюжет воспринимается на принципиально ином уровне. Слух, осязание, вкус, обоняние, чувство равновесия и т.д. не просто подключают нас к некоему актерскому действу, но заставляют наши эмоции и воображение работать с удвоенной силой. Взрослая аудитория признается, что на 50 минут погрузилась в прекрасные мгновения своего детства. Дети, казалось бы, вынужденные принять довольно жесткие правила игры (шутка ли, почти час просидеть без глаз), счастливы и умиротворены. Этот спектакль могут смотреть и незрячие. Я видела их реакцию: они попадают в обстановку, чувствуют себя, как рыба в воде, и уже от этого сопричастия очень близко к сердцу воспринимают спектакль, совершенно первозданная радость. Что же касается стомп-театра, то это еще один номинант на соискание премии "Парадиз" — спектакль "Омлет в сахаре". Очень смешная история одной французской многодетной семьи, которая не только рассказывается словами и иллюстрируется действием, но и рисуется светом и звуком. И это не просто фоновая музыка и сценический свет, а использование самых обыкновенных предметов – кастрюль, дуршлагов, ремней, вантузов, зонтов, пакетов, фонариков – для того, что сотворить на сцене волшебство. Это полное погружение зрителя в происходящее на сцене, включение на полную катушку всех органов чувств, праздник для фантазии.
В этом году и оперный театр участвует в детском конкурсе?
Да. НОВАТ в силу разных обстоятельств сейчас активно осваивает концертный зал и впервые за много лет выпустил, если не ошибаюсь, шесть премьер для дошкольной и младшешкольной аудитории. Это как оперы, так и балеты. Классические названия и не менее классический подход в интерпретации. Никакого открытия в области детского музыкального театра не происходит, но есть прекрасная возможность осуществить первое знакомство с оперным и балетным искусством и полюбоваться дорогими красочными костюмами и декорациями. В огромном зале "Сибирского Колизея" маленькие зрители чувствуют себя неуютно – слишком велик масштаб и объем, очень много людей, безумно далеко до сцены. А в пространстве концертного зала слушать первые в своей жизни оперы, как и смотреть первые балеты, вполне комфортно. Так что детские премьеры в НОВАТе – это хороший вклад в воспитание зрителя.
Детям во все времена были нужны сказки. Но ведь не только они?
Новосибирский зритель всегда рос на сказках. И до сих пор мы видим в репертуарах театров множество сказочных названий. Ту же "Золушку", "Красную шапочку" и "Три поросенка" вы сможете увидеть и в виде оперы, и в виде балета, и на сцене театра кукол, и на площадке драматического театра. Но не сказками едиными жив зритель. Если мы обратим внимание на афишу детского конкурса "Парадиз" и премьеры прошлого сезона в целом, то увидим, что впервые за много лет новосибирские режиссеры обратились к новой детской литературе. Не в сто первый раз переделали "Морозко", а взяли в работу прозаические тексты, которые до этого вообще не имели сценической истории, зато пользуются огромной популярностью у современных читателей. Это книжные бестселлеры – отечественные и переводные, которые не так давно впервые открыли читающей аудитории российские книжные издательства — "Тоня Глиммердал" Марии Парр, "Омлет с сахаром" Жана-Филиппа Арру-Виньо, "Как курица лапой" Энн Файн, "Калечина-Малечина" Евгении Некрасовой. Замечательно, что появилась такая возможность – увидеть любимые книги на сцене. Невозможно бесконечно смотреть одно и то же. Все труднее и труднее современным детям воспринимать и ассоциировать себя с героями литературы, которой более пятидесяти лет. Мы можем сколько угодно любить "Денискины рассказы" Драгунского, но мы должны понимать, что между Дениской и современным мальчишкой огромная разница. На уровне эмоций совпадений остается достаточно, а на уровне реалий, быта, восприятия мира пропасть становится все больше и больше. Как нам, взрослым, хочется видеть на сцене спектакль, через который можно поговорить или узнать многое о себе, так и детям хочется видеть героев, которые живут в знакомом и понятном для них мире. Конечно, когда ребенок маленький, он ходит на все, что ему предложат. Но как только родители перестают водить его за ручку в театр, он выбирает то место, с которым чувствует близость. Если в театре не будет современного героя, который говорит с ним на одном языке и об актуальных для него проблемах и темах, подросток просто развернется и пойдет, скажем, в кино. Или предпочтет не выбираться из гаджетов. Если театр надует щеки и отгородится от выросшего из сказок зрителя, то в дальнейшем он лишится взрослой аудитории. Тонкий и умный зритель не возникает из ниоткуда и не пропадает в никуда. Его нужно в хорошем смысле воспитать, вырастить. Проложить непрерывную дорожку от детского театра к взрослому. Никто не призывает к свержению классики, просто на сцене должен быть разумный баланс.
Сцена из спектакля "Шинель". Фото: пресс-служба проекта "Театр для детей"
Вы не первый год работаете в жюри детского конкурса, что вас порадовало в этом сезоне?
Прежде всего, искренность, с которой театры взялись за пополнение репертуара. Желание разговаривать со зрителем на одном языке. Внимание к современной литературе и современному ребенку, ведь именно его чаяния, боли, желания и потребности, и должны указывать театрам путь.
Прекрасный пример, работа молодежного театра "Глобус" с подростковой аудиторией. Организаторы сформировали фокус-группу и представили на рассмотрение тинейджерам несколько пьес, написанных современными драматургами для аудитории данного возраста. Героями этих пьес также были их ровесники. Дети читали тексты, обсуждали, говорили, что их волнует в принципе и что привлекает или отталкивает в конкретных текстах. Пьесы, получившие горячий отклик, были приняты к постановке и воплощены в формате эскизов. Позднее некоторые из эскизов переросли в полноформатные спектакли. Самое замечательное в этой истории – то, что зрители сами выбрали заинтересовавший их материал, а театр открыл для себя самого зрителя, понял, как с ним нужно работать.
Еще одна большая радость для меня в минувшем сезоне – спектакль "Шинель" в постановке Анны Бессчастновой в Новосибирском областном театре кукол. Кстати, единственное произведение из программы средней школы, которое попало в театральный репертуар. При этом перед нами отнюдь не спекулятивная работа для классных культпоходов. Очень тонкая, глубокая, атмосферная режиссерская интерпретация знаменитой повести. Этот спектакль равно рассчитан и на детей, и на взрослых – прекрасный текст Гоголя, слаженный актерский ансамбль, призрачный Петербург, коварный и величественный, трагедия маленькой никем не замеченной души в большом мире. Такая реинкарнация "Шинели" на новосибирской сцене дает театру кукол повод реализовать еще одно очень нужное для нынешнего Новосибирска направление – постановка спектаклей по программе средней школы. Если сделать это честно, вдохновенно, талантливо и высоко профессионально, без заигрывания с публикой и выхолащивания смыслов, то, уверена, театр ждет успех. Классическая проза тоже нужна зрителям.
Мне кажется, пришло время честного разговора и уникальных авторских проектов. Безликие развлекательные спектакли не вызывают уважения и интереса. Мне кажется, нашим государственным театрам нужно действительно вкладываться в формирование репертуара для детей – финансово, художественно, эмоционально. Работать со зрителем младше 16 лет подробно и планомерно. Не гадать на кофейной гуще, а найти способ понять свою аудиторию. Открыть для себя юного зрителя, как бы пафосно это не звучало. Дать ему право выбора и голоса. И не стоит наивно полагать, что выйдя из младшей школы, зритель исчезает до своего совершеннолетия, чтобы вновь "воскреснуть" на спектаклях для взрослых.