ТЕАТРА
Перекресток добра: как кукольники из разных стран отстаивают традиционные ценности
https://asia24.media/company/perekrestok_dobra_kak_kukolniki_iz_raznykh_...
В столице Сибири с большим успехом прошел III Международный фестиваль театров кукол «ПЕРЕКРЕСТОК». 17 коллективов, в том числе, 4 зарубежных — из Ирана, Китая, Узбекистана и Казахстана – показывали сибирякам лучшее из того , что они любят и умеют делать. 29 спектаклей, 4500 зрителей, круглый стол, мастер-классы, выставки, творческие встречи…
Авторитет фестиваля растет, поэтому подписания соглашений о сотрудничестве между Новосибирским областным театром кукол и Фондом искусств и культуры «Янгчеон» (Корея), театральной группой «Чайка» (Иран), продюсером театрального товарищества «Ганг» (Индия) Радж Джог Сингхом, Ферганским областным театром кукол (Узбекистан), и коллективом Научно-исследовательского института кукольного искусства города Янчжоу провинции Цзянсу (Китай) сенсацией не стали.
Огромный интерес зрителей вызвало выступление китайских артистов. Филигранная работа с необычными куклами, использование элементов традиционной китайской оперы – новосибирцы впервые имели возможность увидеть классическую китайскую куклу. Гости подарили одну из кукол Новосибирскому областному театру кукол и теперь она будет жить в музее театра.
Международное жюри подвело итоги фестиваля, учитывая не только высокий художественный уровень спектакля, работу режиссера, художника, актеров, новизну и оригинальность работы, но также, что сегодня особенно важно, соответствие спектакля гуманистическим ценностям добра, справедливости, нравственности и созидания. В номинация «Лучший спектакль зарубежных театров» победу одержал спектакль «Земля предков» Мангистауского театра кукол города Актау (Казахстан). Гулнар Канафина за работу над этим спектаклем первенствовала в номинации «Лучшая работа художника». Спектакль «Музыкальная чайхана» Ферганского театра кукол (Узбекистан) получил приз в номинации «Мастер кукольник. За сохранение традиционных форм».
Интересно, что театры из Узбекистана и Казахстана не гнались за новомодными веяниями, а показали спектакли, в которых речь идет о традиционных ценностях, составляющих основу культуры народа. Спектакль «Музыкальная чайхана» – это музыкальная сказка о весёлой истории, произошедшей в придорожной ферганской чайхане. Оригинальные номера и много восточной музыки привели зрителей в восторг.
Спектакль Мангистаусского театра рассказывает о земле предков: он переносит в древние времена, когда герой думает не только о себе, но и о том, как помочь тому, кто попал в беду. Того, кто чтит и хранит свою землю, защитят духи родной природы.
Фестиваль собрал очень представительное жюри настоящих профессионалов, хорошо известных не только в своей стране, но и за рубежом. Общение с людьми, пересмотревшими за несколько дней три десятка спектаклей, показывает, что у них присутствует глубокое понимание того, что говорить нужно не только о тонкостях работы кукольных театров, традиционно любимых народом, но и о вещах глобальных. Предоставим им слово.
Эсмаил Шафии (Иран) — преподаватель режиссёрского и актёрского мастерства Университета искусства Тегерана, режиссёр, писатель, переводчик русской литературы на фарси:
— Фестиваль собрал в Новосибирске коллективы, представляющие разные национальные театральные школы. С одной стороны, можно сказать, что существует большая разница между нашими школами, с другой стороны, — есть какие-то очень близкие вещи. Мне было интересно побывать в Новосибирске на фестивале театров кукол, ведь мы, кукольники, воспитываем детей. Поэтому все фестивали, каждый из них — как праздник! Ведь каждый художник по-своему представляет какой-то даже очень известный сюжет, поэтому всегда есть открытия.
Давид Бурман – театральный режиссер и продюсер:
– Такие фестивали театров кукол, как «Перекресток», привлекают на свою площадку большое количество разноплановых театральных проектов, спектаклей, всевозможных коммуникаций, контактов. Не секрет, что сегодня нашу культуру пытаются каким-то образом ограничить, закрыть, запретить. Фестиваль «Перекресток» показывает, что это в принципе невозможно. Ростки талантливых идей, проектов, представителей, особенно в сфере театра кукол, прорвутся через любой асфальт западной идеологии, и чем уникальнее подход, тем ярче результат.
Донг Хи Чан – продюсер, председатель Фонда искусств и культуры «Янгчеон» (Южная Корея):
— Уверен, что направление театра кукол очень важно, ведь оно сближает детей и родителей, и это касается любой страны. Я вообще считаю, что театральное направление очень важно. И стараюсь представить театральное искусство нашей публике, чтобы артисты приезжали и показывали то, что у них ценно и популярно. Успешность моего направления в том, что мы поддерживаем народные, культурные связи.
Мне нравится, что у вас так много внимания уделяется народной традиции, классике. Это сказывается во всем, начиная от внутренних интерьеров театров и заканчивая спектаклями российских театров. Мне кажется, это очень важно и достойно уважения, что вы придерживаетесь своих традиций, а не просто копируете зарубежное. У нас в Южной Корее сегодня это большая проблема. Пятьдесят лет назад наша страна была бедновата. А сегодня и театры, и шоу-бизнес очень быстро развиваются, активно используются новые технологии, много света, звука, аудиовизуального оформления. Представления идут на огромных площадках, а вот контента, содержания, которое заставляло бы задуматься и сопереживать, категорически не хватает.
Сегодня правительство делает все, чтобы поддерживать национальные традиции, народную культуру, но у большинства зрителей уже иной вкус…
***
Впервые на фестивале работало детское жюри. Оно внимательно посмотрело все спектакли и тоже назвало лучших: «Ночь перед Рождеством», «Маршмеллоу» (Иран), «Музыкальная чайхана», «Котенок на снегу», «Про Ежика и Медвежонка». Выбор тех, кто будет строить будущее, вполне очевиден: на перекрестке они выбрали верную дорогу.
Владимир Кузменкин