ТЕАТРА
Сберечь в себе Муму
Решиться пойти на «Муму» было непросто.
Никогда не понимала Герасима. Несмотря на весь исторический контекст, на все заморочки крепостничества и страшные рассказы о Салтычихе, не понимала. Точнее, не принимала. И сейчас не приемлю, хотя и понимаю, что сюжетно ход беспроигрышный, убиение безвинной собачки черствые сердца читателей не потрясти не могло.
И смотреть «Муму» на сцене театра кукол шла не без внутреннего трепета. Но, к счастью, Наталья Слащева режиссер- поэт, ее спектакль – это не иллюстрация знакомой истории, а скорее поэтическая трактовка, акценты смещены и история обретает новое звучание. Очень похоже на джазовый концерт классической музыки, когда текст - основная мелодия, вокруг которой формируются музыкальные интерпретации, каждый инструмент, каждый актер вносит свой мотив, свое видение.
Необычные куклы Виктора Клочкова в декорациях современного мегаполиса, заставляют заново взглянуть на привычный сюжет. И ты всматриваешься в знакомых героев, находя новые смыслы. Капризная старушка-барыня ( Андрей Галактионов) – этакая сморщенная морковка, совершено не страшная в своей унылой деменции. Разухабистый пьяница Капитон ( Андрей Меновщиков), потерявшийся в разгульном пьянстве. Наивная девочка-прачка Татьяна ( Яна Трегубова), не успевшая осознать себя женщиной, не понявшая робких попыток ухаживания огромного, не менее наивного Герасима ( Александр Николаев).
В декорациях современного мегаполиса, где высотки – словно ульи, тема приказа и подчинения полностью выходит из исторического контекста и обретает новые смыслы. Точнее - рождаются новые вопросы. Почему окружающие слушают приказы вздорной старухи? Она ведь даже не приказывает, а лишь нудит и ноет. Откуда эта привычка к послушанию, повиновению? Может быть, от того, что думать самим сложнее? Наивные, смешные, нелепые герои истории принимать собственные решения пока не готовы. Они застыли в своем неизменном черно- белом мирке. Им там привычно и уютно. Цвет появляется внезапно – когда рождается чувство.
Огромная кукла-Герасим – вдруг оживает. Начинает сомневаться и переживать. Но даже красные цветы любви, которые неловко пытается подарить Татьяне Герасим, мир еще не меняют. Меняет его появление Муму – нелепой белой собачки, готовой всех любить.
– Мы стараемся всмотреться в судьбу каждого героя, насколько мы успеваем за краткое сценическое время, приглядеться и к безропотной прачке Татьяне, и к пьянице Капитону, – рассказывает режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Слащева, – и к Герасиму, который безропотно машет метлой, стремясь сделать наш мир чище. И ведь мы можем сами быть этими «герасимами» и тоже делать вокруг себя мир чище и светлее. Не оставлять свою «метлу» в углу, а «расчищать, расчищать». И радоваться самым простым вещам: воздуху, смене пор года, жить, беречь друг друга. И беречь в себе Муму – чистое, светлое, доброе…
Можем, но вот не всегда получается. И у нас и у Герасима, который так легко отказался от Татьяны, не сумел сберечь Муму… Или все же сумел? Ведь все иногда совсем не то, чем кажется. И Герасим в лодке плывет через реку, увозя подальше от привычного сюжета актеров, словно Харон , уверенно ведущий свою ладью через Лету. Ибо там, на том берегу никто не будет помнить, как должна закончиться эта история. И живая Муму будет счастливо бегать, облизывая и повзрослевшую Татьяну и протрезвевшего Капитона и самого Герасима, превратившегося из немого дворника в молчаливого мудреца… Да мало ли что может случиться на том берегу. Главное – доплыть до него. Сделать первый гребок…
Евгения Буторина
Фото Виктора Дмитриева